1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

"Современная пьеса – дело маргинальное, полуподвальное, лабораторное"

Дата: . Опубликовано в События

O5fV5MaTa08Театральные коллективы из небольших городов зачастую оторваны от глобального процесса в мире искусства, а современные драматурги, пишущие хорошие пьесы, могут и не дождаться их появления на сцене. Международный конкурс «Ремарка» призван помочь театрам и драматургам найти друг друга.

«Ремарка» была создана пять лет назад Олегом Липовецким преимущественно для поддержки молодых драматургов Карелии. Однако по-настоящему хорошая инициатива, к счастью, не ограничилась северо-западным регионом, и в 2017 году в конкурсе участвовали уже 643 пьесы из России, Украины, Белоруссии, Израиля, Америки и других стран.

Интересная особенность «Ремарки» в том, что финальные читки каждый год проходят в новом городе, а чтецами и режиссёрами становятся местные театры, что дает пьесам шанс продолжить жизнь на сцене.

Количество и разнообразие принявших участие казанских театров не может не радовать. Среди них: КАРБДТ им. В.И. Качалова и творческая лаборатория «Угол», ТГТДиК им. К.Тинчурина и «Театр.Акт», а так же, разумеется, казанский ТЮЗ.

Подобное сочетание академических театров и экспериментальных площадок может кого-то и удивить, однако именно такой подход может привести к рождению явления по-настоящему важного и интересного.


- Современная пьеса – это дело маргинальное, полуподвальное, лабораторное. Но без контакта маргинального явления с большим братом ничего не происходит, - заметил на открытии финальной программы конкурса, 21 апреля, Павел Руднев, театральный критик, помощник худ. руководителя МХАТ им.Чехова, один из членов жюри.


Синтез не массового искусства с большим академическим театром – важная особенность «Ремарки». Одним из таких произведений стала пьеса победителя в номинации «Приволжский Федеральный Округ» Игоря Яковлева из Уфы. Читка пьесы "Время сбора плодов" прошла 22 апреля на Малой сцене театра им. Качалова. Это было первое прочтение "вслух" текста перед публикой. Живой голос пьесе подарила актриса камерного театра "Театр.Акт".

Зал погружается в темноту. Первое, что видят привыкающие к свету глаза зрителей, бегущие строчки на экране, из которых выясняется, что все присутствующие собраны на пресс-конференцию с героиней некоего научного проекта. В стремительно убегающих буквах – краткое описание состояния девушки – из её лона растет дерево, которое скоро даст свои плоды.

8EmA RH9ytoЗритель оказывается в фантастическом мире, в котором эволюция человека перешла на новый этап. История начинается с рассказа героини о своей судьбе. Подробности ее детства, отношений с мамой и бабушкой, первая влюбленность и свойственные ей переживания, первая близость с мужчиной, подготовка к ней  – все это описывается в деталях, без романтизации, с максимальной правдоподобностью пережитого, со всеми естественными подробностями, о которых в обществе принято стыдливо молчать.


Во время обсуждения один из членов жюри отметил, что текст условно можно разделить на две части – первая из которых состоит из этого детального описания быта и удивительно глубокого погружения в психологический мир молодой женщины.


Этот настрой меняется, когда в повествование врывается вышеупомянутый эволюционировавший мир – мужчины в пьесе могут отбрасывать свои половые органы при определенных обстоятельствах. Такой случай произошел с героиней пьесы. Отброшенный в минуту стресса орган остался в ней, а через несколько дней появились первые ростки...

С этой минуты зрители погружаются окончательно в этот фантастический мир, из девушки растет дерево, за ней наблюдают ученные – но все это не сразу, сначала страх, стыд, непонимание со стороны матери и врачей, пока живой человек не становится научным экспериментом.

Повествование еще не раз меняет свой характер. Переживания девушки символизируют вечные проблемы выбора и самопожертвования. Если отбросить фантастическую составляющую, то может показаться, что пьеса эта о моральных терзаниях девушки при мысли об аборте. Однако эта мысль скорее всего будет ошибкой, ведь текст полон символов и метафор, которые можно трактовать по-разному. Автор удивительным образом балансирует на трех временных пластах - архаичный мир слился с футуристическим, не потеряв эффект присутствия в настоящем.

Достаточно радикальная оболочка только подчеркивает гуманистическую идею. Однако в нем нет морализаторства, нет места для однозначного суждения. То, что увидел один, останется незамеченным другим. Хочется верить, что пьеса войдет в репертуар не одного театра России.

Алсу Гарипова
фото автора

No images found.