Сергей Лобов: «Советую продолжать учиться»
Генеральный директор телеканала «Татарстан-24» Сергей Лобов провел пресс-конференцию в шоуруме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций. Если быть точнее, это был, скорее, мастер-класс, на котором второкурсники осваивали навык интервью.
Разговор получился занимательным – будущие журналисты отклонились от заявленной организаторами темы о диалоге власти и СМИ и стали задавать вопросы, которые у них самих вызывали интерес.
Дарья Миронова: Как «Татарстан 24» планирует сражаться с другими телеканалами за место в сердцах зрителей?
Сергей Лобов: По моему мнению, конкурентов у телеканала нет. «Телеполяна» Татарстана очень правильно поделена. «Город» - программа о городе и для горожан, выходящая в семь и в десять часов вечера. А «Двадцатьчетверка» будет выпускать новости со всей республики каждый час. Существенным отличием является также динамика подачи информации. В двенадцать произошло событие, в два часа мы можем дать подробности, а в четыре уже пригласить в студию эксперта. Так соберется полная картина.
Салават Юсупов: Не станет ли «Татарстан-24» пиар-проектом органов власти? Зачем региону «второй» ГТРК «Татарстан», похожий на парламентский телеканал?
Сергей Лобов: Честно признаюсь: у нас существует государственный заказ на освещение деятельности государства. Это касается достижений социальной политики, экологии, работы муниципалитетов и других общественно важных тематик. Но я считаю это оправданным (мне лично не хотелось бы ставить первым сюжетом в нашей программе сообщение о том, кто на коммунальной кухне первым кастрюлю кинул). Мы готовы предоставлять качественный контент о жизни республики. Возможно, конечно, кому-то будет неинтересно, что там случается в других уголках региона, но человеку, который живёт в Татарстане и расширяет свой кругозор, ему действительно важно и нужно знать о том, что происходит именно здесь.
Регина Шафиева: Поделитесь, как удержать аудиторию, ведь телезрители уходят в интернет.
Сергей Лобов: На самом деле, я не знаю, как удержать аудиторию. Убеждён в одном, что нужно делать качественный продукт. Второе, нужно пользоваться мировым опытом, обязательно изучать, что делают другие, как у них это выходит и к каким результатом это приводит.
Анастасия Бугаенко: То есть все, что делается в форматах «Татарстан 24», привлекает аудиторию?
Сергей Лобов: Сегодня - да, завтра - да, послезавтра... Сложно ответить. Нужно смотреть, что будет происходить в мире.
Артур Хисматулин: Можно подробней об оригинальном, не новостном контенте? Какие используете жанры, кто авторы?
Сергей Лобов: На сегодняшний день у нас есть «Актуальный разговор», еженедельная программа «Суть недели», программа «iNews», которая посвящена техническим новостям. Есть «Народный репортер», есть «Культпросвет». Будет программа, посвященная коммунальным советам, - по этой теме набирается хорошая аудитория. Сейчас ведем переговоры по спортивным передачам, хотя они и не рентабельны (поэтому Первый канал от них и отказался). Думаем по автомобильной передаче. Есть еще хорошая программа «Достояние республики» - она посвящена, главным образом, людям, тому, чем богат Татарстан. Есть передача, где зрители могут задать вопрос эксперту. Причем, если раньше мы людей уговаривали, «придите, ответьте на вопросы, а мы вас по телевизору покажем», то теперь эксперты сами просятся. а мы в эту передачу без денег уже не пускаем. Работая над качественным контентом, мы хотим еще и зарабатывать.
Дарья Черницына: Каково соотношение внутреннего и внешнего контента?
Сергей Лобов: На данный момент у нас 92% собственных программ. То небольшое количество программ, которые мы покупаем, не выгодно производить. Сегодня у нас есть качественная программа про путешествия в Европе в HD- качестве. Я бы сам с удовольствием выступил ее редактором, но вы сами понимаете, что полбюджета республики я бы истратил. Экономика вообще диктует многие вещи, которые не надо делать. но мы вынуждены. К примеру, мы находимся в одном здании с «Эфиром» и в силу экономической целесообразности делим одну службу новостей.
Диляра Кашапова: Сергей Юрьевич, разрешите задать Вам, как нашему потенциальному работодателю, следующий вопрос. Предположим, я закачиваю журфак и имею за плечами минимальную журналистскую практику. Можете ли Вы назвать три причины, почему я должна пойти работать именно к Вам на канал?
Сергей Лобов: Не моя задача убеждать вас прийти ко мне, ваша задача – доказать мне, что я должен вас взять. Поэтому я не могу назвать вам ни одну, ни две, ни три причины. Если бы у вас был сумасшедший опыт, вот тогда я бы вас убеждал. Может, это не совсем правильно, но я так вижу. Как доказать – уже другой вопрос. Должна быть практика за плечами, должно быть портфолио, образование. Не тешьте себя иллюзиями, нянчиться с вами в редакции никто не будет. Надо надоедать, надо самому доказывать. Главное – не бояться. Был у меня случай, когда за три месяца практики девушке удалось зарекомендовать себя отличным сотрудником и в скором времени получить постоянную работу в штате.
Данил Зайнуллин: Нужно ли журналисту высшее образование?
Сергей Лобов: Я думаю, что журналист должен обладать профессиональным образованием, или хотя бы каким-то базовым гуманитарным. Человек, который не владеет словом и противоречит от абзаца к абзацу самому себе, он не вызывает во мне уважения. Неумение писать – это, наверное, идёт от отсутствия высшего образования. Был случай в моей практике, связанный с одним журналистом – он самоуверенно решил, что может «нести слово в массы». Открываю как читатель газету, а там мне кто-то что-то объясняет, учит меня, взрослого. Человек, который и на работе старается учиться, не допустит этого. Я, например, когда пишу, знаю свою проблему – запятые рассеиваю, как огородник. Это у меня происходит, потому что я писал телевизионные программы, поэтому каждый текст у меня как телевизионный, - знаки препинания я расставляю интонационно. Это моя проблема, и я об этом знаю. А тот журналист не пытался взглянуть на себя критически. И это, к сожалению, проблема, что таких людей берут в журналистику. Сегодня на рынке труда недостаток журналистов – идут неохотно из-за невысокой зарплаты. Поэтому берут практически всех. Но я советую вам продолжать учиться.
Фото Алисы Тихоновой