1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Уличная философия

Дата: . Опубликовано в События

29 11 2

Почему в нашем современном мире философия стала кабинетной наукой, что позволило устной философии трансформироваться в иную форму?

Данными вопросами интересуется и старается найти на них ответы Стас Наранович с докладом «Куда делась уличная философия?», который был прочтён в рамках цикла научно-популярных лекций «Теории современности».

При всём многообразии философских учений и течений, к сожалению, современному человеку известен лишь такой тип философии как «кабинетная», то есть это прослушивание лекций преподавателя и чтение трудов. Из этого складывается общественное мнение, что философствовать означает лишь произнесение речей с кафедры. Человек перестал задумываться о том, что на самом деле философия присутствует в наших обыденных делах и поступках. На примере древнегреческой философской школы Стас объясняет, что значит философия обыденности и повседневности, или как он ещё её называет «уличная философия»: «Сократ не усаживал слушателей в аудитории, не рассиживал в преподавательском кресле, у него не было установленных часов для бесед. Но когда он разделял с народом тяготы военных походов, гулял по рыночной площади, даже будучи узником он беспрестанно философствовал». Поэтому Платон не случайно для изложения своих мыслей и идей использует форму диалога, где ключевым лицом является как раз Сократ. По его мнению, философия не может быть заключена в мёртвое тело книги, её истинное бытие в душе, которая беседует либо с самой собой, либо с другой душой. То есть философия есть беседа.

И тут возникает вопрос: а что сейчас? Куда же исчез вид философствования как беседы? Спикер даёт три предпосылки этого явления, которые являются лишь его предположениями и гипотезами.

В позднюю греческую эпоху пропадает та античная религия, что являлась центром и основой всего и вся. Философ - посланник богов, который несёт истину. Следовательно, при утрате и изменении уже крепко сложившихся и устоявшихся религиозных форм пропадает и, так называемая, уличная философия. Также для греков устная культура несла более значимый общественный характер нежели письменная. Философия в свою очередь тоже являлась устной наукой, но с переходом к письменности, Книга начинает играть важную роль, и устный характер философии с этим исчезает. То есть раньше не было такого принципа: чтобы поразмышлять, я должен сесть и написать текст. И последнее возможное условие потери значимости уличных размышлений - архитектурная трансформация. В своей книге «Плоть и Камень» Ричард Сеннет рассказывает, как архитектурные ансамбли Афин обуславливали политическую жизнь полиса. Это были открытые пространства, тогда как сейчас произошла их смена на замкнутые кабинеты с партами и кафедрой преподавателя.

Но можно ли полагать, что всю ту самую уличную философию Древней Греции сейчас можно пронаблюдать в Интернете, где люди делятся своими размышлениями и впечатлениями так же публично? Этот вопрос остаётся открытым и является прекрасным поводом для философствования.

Мария Шилова

Фото автора

 

No images found.