«В таком деле спешка ни к чему»
«В 2007 году я увидел знаменитую книгу «История диджеев» в русском переводе и кроме отвращения и негодования к издателям я ничего не испытал. Эту книгу я читал в оригинале, то есть на английском, но хотел когда-нибудь прочитать и на русском. Они просто погубили изначально гениальную книгу. После этого случая я задумался о собственном издательстве»,- с такого откровения начал беседу Илья Воронин.
Не смотря, на ледяной дождь, в Штабе 10 ноября прошла лекция на тему «Зачем сегодня издавать печатные книги?».
Спикер лекции Илья Воронин совладелец издательства «Белое яблоко». «Нано - издательство», так его и охарактеризовал Илья, переводит книги о берлинской клубной сцене, диджеях и играх, вводят в Россию нон-фикшн литературу — именно они издали на русском «Супердиджев», «Электрошок» Лорана Гарнье, «Забыться в звуке» Тобиаса Раппа . В среднем, за год они издают 3 книги. « В таком деле спешка ни к чему»,- говорит издатель.
Как же все начиналось? Два друга просто забили в Google «Как открыть свое издательство» и нашли, примерно на 3 странице неприметного форума, нужную информацию. Сами перевели первую книгу ( «Супердиджеи») и надеялись на быстрый успех, но все оказалось не так радужно.
« Мы были очень наивными и думали, что все, кто ходят в клубы и слушают различных диджеев, быстро раскупят весь тираж. Оказалось, что эта книга самая непродаваемая и вообще музыкальная тема продается минимум за полгода, а то и больше. Тогда мы решили, что нужно чем-то дополнять оригинал: мы специально купили у журнала Mixmag (редактор которого и написал книгу) обложки старых номеров, чтобы русскому читателю был понятней контекст. Это некий слепок времени»,- поделился спикер.
Научившись на своих ошибках, Илья Воронин посоветовал начинающим издателям:
1. Обязательно заключайте договор с дистрибьютором.
2. Новое издательство должно издавать сразу 10-15 книг.
Помимо музыкальной тематики, печатают и книги об играх. Эта ниша в России еще не занята, по словам Ильи. Всемирно известная книга «Game Over» была напечатана на ретро-бумаге, чтобы создать эффект старины. Это было лимитированное издание, о чем «Белое яблоко» потом пожалело, потому что тираж в 2 тысячи экземпляров очень быстро разошелся. Для книги создатель «Тетриса», Алексей Пажитнов, написал предисловие. Чтобы протянуть линию между российской реальностью и западным миром.
Почему так редко издаются книги? В первую очередь это, конечно же, небольшие материальные ресурсы. А во-вторых, перевод книги- это достаточно долгий процесс. Во многом и потому, что всё это делается в свободное от работы время.
«В среднем выходит где-то около года. Мы всё делаем достаточно неспешно, плюс в работе параллельно должно находиться несколько книг. Одна выходит из печати, на вторую покупаются права, третью переводим и редактируем. В идеале четыре-пять книг должно быть в работе. Плюс очень долгий процесс возврата денег»,- пояснил издатель.
Спикер лекции Илья показал нам несколько книг своего издательства и ответил на некоторые вопросы.
- Не планируете выпускать электронные книги?
У нас как минимум нет ресурсов для цифровой версии, мой партнер Паша говорит, что это невыгодно. Ну и в России нет качественных книжных сайтов. Есть, конечно, Bookmate, ЛитРес. Но это слабо продаётся. Еще и пиратство, для маленьких издательств, вроде нашего, оно абсолютно губительно.
- Вы издаете только иностранных авторов?
- Да, но хотелось бы издавать и наших. Хотелось бы побольше узнать про нашу российскую поп-культуру. Но на это нужны огромные ресурсы: время, деньги. Я пытался сам начать книгу, потратил все лето, записал кучу огромных интервью, которые так и лежат у меня в компьютере. Я понял как это сложно, и что для этого нужно себя посвящать только книге, отгородится от всего остального месяца на 4, минимум.
- Не боялись прогореть, открывая свое издательство?
- Конечно, боялись. Я до сих пор удивляюсь, почему мы не закрылись после второй книги. Производство очень затратное, деньги возвращаются медленно. Пока что, прибыль с книг тратим на издательство следующей. Надеемся на лучшее и не падаем духом.
Илья уверил нас, что бумажная книга никогда не умрет. Всегда будут те, кому тактильные ощущения, интересное оформление реальной, отпечатанной книги приоритетнее электронного «кирпича».
Валерия Рытова Фото автора