Как городу не "перешагнуть" через свое наследие?
Публичная программа архитектурного воркшопа «Весенний МАРШ» проходит при полном аншлаге. 22 марта в Центре современной культуры «Смена» снова яблоку было негде упасть.
Причиной стала лекция основателя архитектурного бюро «Рождественка» и преподавателя школы МАРШ Наринэ Тютчевой. Тема встречи – ресурс исторического города для создания современных общественных пространств.
«Практически все исторические города в процессе своего развития формируют периферии. Понятно, что город растет, на окраину выносятся производственные объекты, затем город продолжает развиваться дальше, и эти производственные территории как бы перешагиваются. Таким образом и появляется эта периферия. Несмотря на то, что я показываю на примере Москвы, любой исторически возникший город грешит теми же самыми проблемами. Перешагивая через свое наследие, он идет дальше. Очень часто возникает вопрос, а что собственно с этим наследием делать, поскольку оно уже, кажется, не соответствует технологии, не соответствует каким-то цивилизационным требованиям, которые предъявляет сегодня жизнь. Об этом я и попытаюсь сегодня рассказать», - начала Наринэ.
Может ли на территории объектов культурного наследия появляться новая застройка? Это, наверное, один из самых главных вопросов лекции. Вердикт архитектора – может, но это сопряжено с соблюдением очень многих важных правил.
«Прежде всего, она должна проявлять ценность среды, тех объектов, которые формируют эту среду и тех объектов, которые формируют этот статус памятника. Если речь идет о какой-нибудь усадьбе или историческом домовладении, то как правило, у них есть свой определенный период расцвета, на который можно опираться. Что касается промышленных территорий, то тут уже гораздо сложнее, ведь они строились не для того, чтобы в них жили. Они строились для того, чтобы в них происходили определенные технологические процессы, не связанные с бытом и постоянным пребыванием там людей», - ответила Наринэ.
На экране были продемонстрированы проекты, которые стали ответом на многие поставленные вопросы. На конкретных примерах лектор рассказала и показала, как можно создать современную архитектуру, не навредив историческим сооружениям, а наоборот - дополнив их. Идеи и решения, представленные на суд слушателей, действительно поражали оригинальностью и масштабами.
В завершении Наринэ сказала пару слов о конкурсном проекте «Озера Кабан», в котором она и ее коллеги приняли участие.
«В этой работе мы использовали самый важный ресурс, которыми обладают города – человеческую культуру. Весь проект мы построили на том, что, пообщавшись с помощью профессиональных социологов с жителями города, мы поняли, что Казань является одним из самых образованных, спортивных, веселых и любящих праздники городов. Оказалось, что это является очень важным поводом для создания каких бы то ни было общественных пространств, потому что они реально востребованы. Есть та жизнь, для которой нужно создавать оболочку, условия. Мы не выиграли этот конкурс, но все же эта работа мне очень нравится, и я хочу вас с ней познакомить. Наш проект называется «365 дней в чистом золоте», так как легенда озера Кабан связана с золотом. На самом деле это название придумал 9-летний мальчик, участвовавший в соц. опросе. Оно нас как-то растрогало, и мы решили взять... Так вот, я вам желаю провести все 365 дней в году в чистом золоте».
На этой ноте встреча подошла к концу. «Весенний МАРШ» продлится до 30 марта. Впереди казанцев ждет лекция «Вторая природа: вода и парки в городе» от архитектора и основателя архитектурного бюро Wowhaus Олега Шапиро.
Раиля Ахмадеева
фото автора