1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Искусство красиво писать на чем угодно

Дата: . Опубликовано в События

6 февраля в резиденции креативных индустрий «Штаб» прошли лекция и workshop по современной каллиграфии. О том, как вызвать восхищение одной надписью рассказал начинающий дизайнер, студент КХУ им. Фешина Булат Хасаншин.

В свой небольшой мастер-класс Булат включил базовые понятия, разобрал инструменты и основные техники, ну и, конечно, не обошлось без истории успеха и советов начинающим.
- Когда все началось?
- Каллиграфией начал заниматься года полтора-два назад, точно не помню. Как это все пришло? Вы, наверное, помните, как всех в начальных классах заставляли писать в прописях, мне еще тогда хотелось какую-нибудь букву написать иначе, добавить «завитушек». Правда, в начальных классах за такие выходки очень сильно ругали, приходилось писать «как надо», по правилам. Повторно и уже сознательно я пришел к каллиграфии как раз около двух лет назад – увидел в интернете, как какой-то парнишка расписал витрину в магазине. Кажется, там было написано «с новым годом» или вроде того. И я подумал: а чем я хуже? Почему бы мне тоже не начать этим заниматься? Начал больше листать инстаграм, социальные сети, искать картинки и повторять. Пробовал брать широкое перо и начал копировать алфавит. Например, готику.

- Я пошел по очень неправильному пути: начал все копировать и пытаться разрабатывать сразу «свой стиль». Такой самоучка. Никто мне не говорил, что я должен писать в прописях, читать и делать что-то конкретное. Но на самом-то деле начинать надо с базы. Чтобы нарушать правила – надо уметь их соблюдать, это самый важный пункт в каллиграфии.
- Какие трудности у тебя возникали первое время?
- Самая большая трудность заключалась в том, что я левша. Чтоб вы понимали: когда вы пишите правой рукой, не пачкаете вообще ничего, а для меня это был какой-то кошмар – все вокруг очень сильно пачкалось. Пробовал по-всякому изворачиваться, менять положение кисти, даже по-арабски пытался писать – очень неудобно. Тогда я понял, почему в СССР всех левшей переучивали, ведь ручек не было, ученики макали перья в чернила и все портили. Со временем нашел специальные инструменты – автоматические перья с заполняемым резервуаром. Стоят они порядка тысячи, заказать их можно только в интернете.
 - Какие направления существуют на сегодняшний день? Какие тебя привлекают?
- Есть каллиграфия и леттеринг. В каллиграфии мы пишем перьями, кистями, ручками – чем угодно, но там нет такого, чтобы можно было что-то придумывать. Все по канону, нет никакого баловства. Зато леттеринг позволяет писать чем угодно и как угодно – нет строгих правил и можно хулиганить по полной. Сами придумываем и сами рисуем. Леттерингом я стал заниматься позже и использовал для этого брашпен (кисть). Он отличается размером, гибкостью, наличием резервуара. В отличие от пера, этот инструмент непредсказуем, а потому работа с ним требует очень больших затрат по времени: как минимум, час в день. В леттеринге ты должен постоянно набивать руку, в этом и фишка.

Так называемое «искусство красивого письма» - довольно старая отрасль в изобразительном искусстве. В нем соединились эстетические понятия, технические навыки и стремление передать зашифрованную информацию и сохранить ее в веках. В современную каллиграфию входит многое – от надписей на открытках до каллиграффити на автомобилях.
- Современная каллиграфия развивается, потому что стало меньше канонов – прошли времена средневековья, у нас появилось много новых инструментов, которые позволяют использовать новые материалы. Даже та же автоматическая ручка с широким пером позволяет вести линию дольше и сделать работу живой, сочной, в отличие от пера и чернил.
Сейчас я вижу свои старые работы, и очень многое мне не нравится. Где-то просто коряво, где-то неправильное написание букв, неверные пропорции; где-то скучная композиция. Эти работы сейчас хочется просто забыть. Чтобы твои работы считались крутыми, ты обязан много и долго тренироваться, и тогда результат не заставит долго ждать – прогресс заметен уже через месяц. Все зависит только от желания работать. Плюс, занимаясь леттерингом, ты четко должен ставить перед собой цель для каждой конкретной работы – либо ты делаешь читабельно, либо ты делаешь круто по композиции. К сожалению, выбирать приходится только одно из двух. Мой выбор чаще падает на композицию.
- Какие советы ты можешь дать по оформлению своих работ, чтобы их не стыдно было выложить в интернет?
- Если вы только начинаете работать в этом направлении, то не стоит выкладывать свои работы в принципе. Просто сидите и копируйте первое время. Если вы будете копировать работы один в один и выкладывать – это можно запросто счесть за плагиат. Лучше будет хотя бы метку поставить об авторстве или комментарий рода «вдохновился работами Булата, спасибо ему». Что касается оформления – использую очень много всевозможных фильтров, иногда перевожу в негатив. А еще когда ты выставляешь такое фото в инстаграмм, внимание привлекает не только идея, но и подача. Я стараюсь делать подачу такой, чтобы все запомнили мою работу. Если просто написать, по композиции будет скучновато, а вот ты добросишь в кадр тематические предметы, карандаши, ручки, – это святое! – фото станет заметнее.

Тонконог Анастасия, 13.3-500
фото: Тонконог Анастасия, инстаграм Булата Хасаншина

No images found.