1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

“Единственно верное движение – это предоставление максимум фактов и мнений”

Дата: . Опубликовано в Люди

2nyDNZ1MPcU
Мы продолжаем общаться с новыми журналистами:
сегодня поговорим с Лесей Рябцевой, помощником главного редактора "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова.

Поскольку Леся - одна из новых лиц в масс-медиа, я решил спросить ее о тенденциях журналистики, протекающих в РФ.

  • Что вообще происходит в РФ с журналистикой? Мы уже знаем о случаях с ликвидацией РИА Новости и увольнением Г. Тимченко из редакции Ленты.ру, затем наблюдаем активный рост популярности RT (Russia Today) и вместе с тем понимаем, что верить (кому бы то ни было в СМИ) с каждым днем все труднее и труднее.

Начнем с того, что разделим журналистику в стране и медиа-разборки.

Думаю, ни для кого не будет открытием мысль о том, что в стране происходит перманентное «закатывание в асфальт». Цензура, ограничение свободы слова, нарушение Уставов редакций и т.д. Журналистам уже давно в противовес созданы пропагандисты. Которые, собственно, и порочат профессию. Это и непрофессионализм заставляют все меньше верить журналистам.

По поводу увольнений и ликвидаций – это другая история. Чаще всего это войны внутри холдингов, между акционерами и главредами, между властью и СМИ. Бояться этого не нужно. Предупрежден - значит вооружен. Дурак - тот журналист, который думает, что его эти раздоры никак и никогда не затронут. Мы все живем в этой стране. Нужно быть всегда готовым к подобному.

  • Популяризируется такое явление (хоть и не новое) среди масс-медиа – пейволл, т.е. платная подписка на СМИ. Подобное практикует Дождь, SlonMagazine и другие, TJournal вообще запейволлил комментарии. Возможно ли, что из-за недостатка финансирования все рано или поздно оградят “стеной” материалы и насколько разумно вообще “продавать” их (материалы)?

Я против платного контента. Во-первых, это бессмысленно, потому как твои конкуренты, которые работают без пейволла будут в выигрыше. Во-вторых, если медиа не может придумать никакой другой способ, кроме как зарабатывать на доверии и любви собственных же подписчиков, то это плохое СМИ, скучное.

Кризис – повод придумать что-то новое, в том числе, в сфере заработка. А топорное разделение аудитории на привилегированную и нет – сущий бред и неуважение к пользователям.

  • Познер как-то сказал, что почти все медиапространство РФ (имея ввиду СМИ) принадлежит властям, в связи с этим именно Газпром-Медиа Холдинг делает погоду на ТВ и в Рунете, лично тебя устраивают подобные реалии?

Слукавлю, если скажу, что не согласна с Познером. Он, конечно, прав: больше половины СМИ принадлежит государственным акционерам, но все не так просто. Акционер Эха Москвы – Газпром Медиа – несомненно является нашей финансовой подушкой, но никак не указывает нам, что делать и что говорить.

Меня не устраивают такие реалии. Но других у меня нет. Не нужно жить в фантазии.

  • Широко распространено мнение, что журфаки, прямо говоря, бесполезны: студентов-журналистов учат совсем не тому, чему надо...

За 5 лет работы на Эхе Москвы я вынесла куда уже больше знаний, чем за 5 лет обучения на журфаке РГГУ. Самые полезные курсы в университете – это семинары и мастер-классы с практикующими журналистами. А таких меньшинство.

Да, журфаки, правда, учат не тому, чему нужно учить. Здесь мало практики, мало работы с новостным потоком, мало самостоятельной работы и поощрения индивидуальных подходов. И куда уж без традиционности в обучении и "пыли" в суждениях многих преподавателей.

  • Как ты относишься к тому, что блоггеров (с численностью фолловеров от 3K), не спрашивая их мнение, приравняли к СМИ?

Плохо отношусь. Несомненно, каждый блоггер должен понимать, что при аудитории в 3 и более тысяч он несет ответственность перед читающими его фолловерами. Но никак уж не такую, как СМИ. Как минимум, СМИ – платит налог, а как максимум – проверяет информацию у двух и более источников.

  • Можешь поделится, каким СМИ ты отдаешь предпочтение? Какие читаешь, может используешь приложения вроде Meduza, TJournal

Echo.msk.ru, Diletant.media, Look At Media, The Village, Royalcheese, TJournal.

Приложения – MediaMetrics.

Но основную долю информации я получаю из соц. сетей.

  • Объективность – это миф в журналистике?

Нет. Но каждая объективность субъективна, никуда не деть человеческий фактор. Единственно верное движение – это предоставление максимум фактов и мнений. Суждение же должно оставаться за потребителем.

  • В одном интервью ты как-то заявила, что хотела бы создать собственное СМИ. В 2-3 фразах можешь его описать, возможно ты в чем-то видишь себя новатором.

Несомненно я буду новатором, хотя бы только потому что многие уже существующие российские СМИ устарели – как возрастом, так и подходом. Я же ориентируюсь на мировой рынок. Мое правило по жизни – либо хорошо, либо никак. Поэтому я создам нечто глобальное, с чего будет начинаться каждое утро и заканчиваться день.

  • Совет начинающему журналисту, испытывающему проблемы с трудоустройством...

Не париться. Работы никогда не будет. И она будет всегда. Главное, это уметь применять себя. Чувствовать себя и тренды. Выбор за тобой – либо ты подстраиваешься под рынок и даешь то, что требует сфера. Либо ты делаешь то, что нравится тебе самому и находишь своего потребителя.

Дамир БИКЧУРИН

Фото взято с позволения интервьюируемого