«Балет - очень закрытый мир для всего общества, и в него попадают не все»
29 апреля весь мир отмечал международный день танца. Казанцам еще только предстоит его отметить. В середине мая пройдет XXVIII международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева...
Театральный сезон 2014-2015 практически подходит к своему завершению. Итоги подводить еще рано, но уже можно сказать, что значимые премьеры и события для балетного общества Казани успели свершиться.
Прошла премьера спектакля «DONA NOBIS PACEM» по Мессе си минор И.С. Баха в постановке Владимира Васильева. У казанского хореографического училища появился долгожданный интернат. Все итоги этого сезона можно подвести в следующей статье, а на сей раз я побеседовала со студенткой нашего балетного училища Региной Кадымовой. Она рассказала о жизни в училище и творческих планах.
- Как ты оказалась в хореографическом училище?
- В балет я пришла из спорта: занималась художественной гимнастикой. Спустя какое-то время мне стало не интересно. Решила попробовать себя в хореографии. За компанию с подружкой пришла на дополнительный набор в училище.
- Ты помнишь свои первые впечатления от училища, когда учеба в нем только начиналась?
- Необычно было, что все занимались одним делом. Ведь в обычной школе у всех разные интересы и увлечения. Первый год мне показался замечательным.
- В училище учится ведь очень тяжело?
- Да, но в первую очередь не физически, а морально. Несмотря на все эти сложности, это того стоит.
- Первый курс – новый этап в учебе?
- До этого мы были детьми. А сейчас голова работает по-другому. Мы стали взрослыми людьми. Чтобы что-то получилось, нужно быть собранным и отдаваться на полную катушку.
- Иногда хочется все бросить. Как часто бывают такие моменты?
- Довольно часто возникают такие ситуации. Профессия артиста балета очень ограничивает, все время не хватает личного времени. Ничего не видишь кроме балета, поздно вечером возвращаешься домой с репетиций. В какой-то момент все это накапливается. Конечно, все происходит на эмоциях. Когда приходишь в себя - понимаешь, что не сможешь без этого жить.
- А как ты стараешься себя настроить?
- Я много смотрю спектаклей, документальных фильмов о выдающихся балеринах. Меня это вдохновляет. Знаменитые артисты тоже прошли свой путь не без сложностей.
- Как твои друзья или новые знакомые реагируют на то, что ты учишься в необычном учебном заведении, учишься балету?
- Многие удивляются, что в Казани есть балетное училище. Я стараюсь объяснить им все на доступном языке, потому что мало кто понимает, что такое балет. В училище все объединено. Мы обучаемся общеобразовательным предметам, также все это совмещаем с профессиональными дисциплинами.
- Балет окутан множеством стереотипов. Как с этим справляться?
- Балет – очень закрытый мир для всего общества. Некоторые приоткрывают направление не с самой лучшей стороны. Все зависит от людей.
- Балет не обходится без ограничений. Время на общение с не балетными персонами остается?
- Ты находишься все время в одном обществе. Друзей извне у нас мало. Наши сверстники в два часа дня уже свободны, у них есть время погулять. Они не понимают, почему у нас нет времени на развлечения. После репетиций вечером нужно прийти домой и сделать уроки. Отдохнуть и восстановиться для следующего дня. Тяжело, когда так прерывается общение с теми, с кем раньше хорошо общался. Но общение с простыми людьми тоже очень важно, по-другому смотришь на мир, мне это помогает.
- Классический танец у вас преподает народная артистка Татарстана, прима нашего татарского театра Ирина Шарифовна Хакимова. Расскажи о своем педагоге.
- Она очень добрая и понимающая. Если она видит, что ученик ничего не хочет делать, она просто не будет с ним работать. В классе она работает со всеми, адекватно оценивая наши силы. Если тебе еще рано выходить на большую сцену, она говорит, что работа себя оправдает. Действительно, если очень много работать, то это выльется в гораздо большее, только с трудом можно достичь больших высот. Только работа и ничего больше тебе не поможет.
- Что делать, когда ничего не получается?
- Когда смотришь на знаменитых балерин, то думаешь, ведь у меня точно также есть две руки и две ноги. Они смогли добиться того или иного результата, а я что – хуже? Это иногда гложет изнутри. Нужно овладевать собой и не заниматься самоедством. Есть люди, у которых все получается с первого раза, а кому-то нужно повторить все по сто пятьдесят раз, и то может ничего не получиться.
- Для артиста очень важно проживать ту или иную роль на сцене так, чтобы зритель мог ему поверить и переживать вместе с ним на протяжении всего спектакля. Что является самым трудным в дисциплине «Актерское мастерство»?
- Преподают нам этот предмет по системе Станиславского, педагог у нас также Ирина Шарифовна. Она никогда не вела его, и из этого всего получился очень хороший эксперимент. У нас есть возможность придумывать свои номера, и это очень помогает развиваться. Актерское мастерство намного сложнее, чем классический танец. Очень сложно отключиться от своих проблем, когда тебе нужно играть что-то очень веселое и положительное. К сожалению, у нас нет той маленькой кнопочки, которая поможет нам отойти от всего этого.
- В Казани совсем недавно прошла премьера спектакля Владимира Васильева «DONA NOBIS PACEM», а также прошла его выставка картин «Я продолжаю жизни бег». Твои впечатления от увиденного?
- Владимир Васильев экспериментирует, и это интересно, когда опера соединяется с балетом. В спектакле были показаны взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как они находят друг друга в духовном плане. Спектакль очень необычный, сама хореография и декорации к спектаклю мне очень понравились. Все было сделано с душой.
Когда мы пришли на выставку, была невероятная атмосфера, очень добрая. Владимир Викторович с нами общался на равных. Сначала была небольшая пресс-конференция, потом мы пошли смотреть его картины. Когда смотришь работу какого-либо художника, сразу видно, что у человека на душе. Каждая картина сопровождалась стихотворной строчкой. Выставка открыла нам Васильева с другой стороны, показала, что этот человек смотрит не только в одну сторону, но и способен развиваться в других видах искусства.
- Человек, особенно творческой профессии, безусловно, должен быть разносторонним. Что этому способствует?
- Сейчас я в основном читаю книги. Когда смотришь в глаза человека, зачастую виден ум или его отсутствие. Всегда видно начитанного и духовно наполненного артиста на сцене, это всегда притягивает. Поэтому мы стараемся читать как можно больше. Например, мы пишем и читаем стихи, каждый год у нас проходят литературные вечера. Также мы выпускаем собственный журнал, который помогает нас раскрыть с другой стороны. Здесь мы печатаем наши стихи, рисунки, какие-то свои сокровенные строчки. В этот журнал вкладывается все помаленьку от каждого. Я лично собираю цитаты великих людей, но беру их не из Интернета, а из прочитанных книг. Сейчас готовится второй выпуск журнала «Движение вслух». Спасибо большое нашим педагогам за то, что они подали идею создания такого журнала. Без него мы бы не узнали, что у нас учатся ученики, которые отлично пишут. Мы раскрываемся благодаря этому журналу.
- В марте состоялось открытие интерната, это событие очень долго ждали. Что ты можешь об этом рассказать, какие дальнейшие ваши творческие планы?
- Произошло это совсем неожиданно, за очень короткие сроки построили интернат. Мы сразу почувствовали, что он будет нашим домом. Огромный зал, зеркала, большое пространство. Весь интернат увешан нашими фотографиями, картинами Дега. Там очень уютно, царит атмосфера творчества. Мы счастливы, что мы застали этот период.
Наши педагоги летом собираются ездить по нашей республике в поисках талантливых детей. В середине мая нас ждет Нуриевский фестиваль, где танцуют только самые лучшие артисты балета. Готовится концертная программа нашего традиционного гала-концерта, с этой программой мы поедем открывать театра оперы и балета в Йошкар Оле. А потом у нас каникулы, небольшой отдых.
Беседовала Диана СЛАБКО,
слушательница Школы молодого журналиста
Фото предоставлены Региной Кадымовой