1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Поэзия жива, пока слово находит у кого-то отклик»: Глеб Кашеваров и Ксения Юсупова философски о творчестве

Дата: . Опубликовано в Люди

beseda 4

6 июня в КЦ «Московский» открылась выставка двух молодых авторов Ксении Юсуповой и Глеба Кашеварова. «Казанской Стужурке» удалось взять у ребят интервью и узнать о начале их творческого пути, сложностях подготовки проекта и многом другом.

«Мысли и чувства, которые хотелось бы облечь в слова»

Все знают, что творчество начинается с детства и, что еще более важно, с «безопасных взрослых». Эту аксиому подтвердил и пример Глеба: «Я начал сочинять ещё до того, как научился писать. Мы часто играли с отцом в “рифмовалки”, когда нужно подобрать рифму к слову, а потом я как-то перешёл к тому, чтобы попытаться не просто механически подобрать похожее слово, но и вложить какой-то смысл, выразить свою мысль. Потом была школа. К счастью, большинство из этих текстов никто никогда не увидит. Но некоторые тексты из тех, что представлены на выставке — именно из моей школьной юности».

beseda 2

Ксения также пробовала себя в живописи будучи ребенком. Беря пример с сестры, она делала первые шаги на пути к развитию навыков рисования: «Рисовать я начала ещё в детстве — копировала то, что делает моя сестра. Например, как-то мама принесла книгу с казанского ипподрома. Я смотрела, что делает сестра и повторяла за ней. Вот так я пробовала потихоньку-потихоньку учиться рисовать. На моем пути всегда были какие-то люди, которые мне подсказывали, что делать. Они смотрели на мой рисунок и объясняли, что можно поменять, как можно сделать лучше».

beseda 1

Провести детскую любовь к творчеству через всю жизнь и вывести ее на новый уровень удается не каждому. Стоит ли говорить о том, что не потерять запал к делу мечты в наше время очень тяжело? Тем приятнее, что и Ксения, и Глеб, смогли реализовать себя в искусстве. На вопрос о месте поэзии в жизни молодого человека — хобби ли это или «нечто большее», он уверяет — здесь неуместно противопоставление: «Это дело, которое ты искренне любишь и которым занимаешься независимо от материальных выгод и для которого не нужна дополнительная мотивация. Разве может быть что-то большее?».

В свою очередь, Ксения поделилась личным опытом в работе художником на заказ. По ее словам, работа по техническому заданию подстегивает художника и помогает прорабатывать навыки. Но самое ценное в этом — реакция и положительные эмоции, вызванные в заказчике полученным результатом: «На заказ я разрисовывала стены в квартирах и домах, досталось и одной стене на работе в административном здании. Очень приятно было, когда люди мне присылали видео с реакцией своих детей на мою работу. Вообще, безумно благодарна им за их отношение к моему труду и искренние эмоции. Это самое ценное».

Год идеи, выгорания и горящих дедлайнов. Как собиралась выставка?

anachronia 4

По словами Ксении, подготовка выставки — с момента запечатления идеи и до дня Х — заняла год. Это время не прошло без трудностей и, как поделилась художница, выгорание стало одной из них: «Было такое время, когда мы говорили друг другу “Кажется, я выгорел” или “Кажется, я выгорела”. Поддерживали с Глебом друг друга разговорами. Мой муж меня очень сильно поддерживал и тогда, и в каждом решении, даже становился моделью для моих картин».

Проект всё же состоялся, и, как следствие, ожидания от него у авторов есть. Ксения, например, беспокоится за обратную связь аудитории. Как и с работой на заказ, чувства посетителей для нее — приоритет: «Я бы хотела, чтобы каждый нашел в выставке что-то для себя... Пусть не все картины понравятся. Неважно, чтобы все нравились. Важно, чтобы каждый человек нашел что-то важное, личное для себя. Какое-нибудь переживание, может быть. Или же что-то теплое из чувств. Будет приятно, если в ком-нибудь отзовется наше совместное творчество».

Цель, с которой ребята организовывали выставку, считать несложно — ведь между выбором «деньги» или «идея» Глеб долго не стоял: «Точно не заработок. Что касается идеи — пожалуй. Хотелось бы донести своё творчество до тех, кому оно может быть созвучным».

Мы спросили у авторов, какие картины и стихотворения с выставки их фавориты. Вопрос оказался самым сложным — по словам Глеба, оценивать свое творчество весьма проблематично: «Ну разве честно было бы отдать предпочтение только одному какому-то тексту? Я могу оценить свои тексты отстранённо, понять умом, где удалось написать технически лучше, а где — хуже, где интереснее образы, а где — слабее. С картинами чуть проще — ведь их писал не я. “Русалка” — на этапе, когда мы только обсуждали с Ксенией идею коллаборации и обменивались образцами своего творчества, я увидел эту картину и понял, что хочу высказаться о вызываемых этой работой чувствах. Вторая картина тоже отчасти созвучна со стихией воды — “Утонувшие в тоннах бетона”, и этот случай обратный. Это иллюстрация к моему стихотворению, и когда Ксения показала мне эту картину — я понял, что мы обязательно доведём дело до конца, так как это было идеальное созвучие, максимально точное попадание в то, как сам я вижу этот текст. Настолько, что если бы я сам умел рисовать, я бы вряд ли смог изобразить это лучше».

Ксения также отметила в качестве фаворитов только работы Глеба, ведь из картин у неё все любимые: «Из стихотворений — то, что прилагается к картине “(Не) мой сон”: “Не будь добра. Глотай любое слово…”. Я его наизусть, конечно же, не знаю, но когда я его услышала, меня зацепило то, что у меня в жизни, к примеру, есть вопросы, которые мне нужно решить, и части из этого стиха, они прямо из меня как будто бы их вытащили».

«Вряд ли это может умереть раньше, чем последние люди на Земле»

beseda 5

Концепция, творчество и идея — эти три слова стали связующими звеньями между Глебом и Ксенией в работе над «Анахронией». И хотя оба они параллельно с поэзией и художественным ремеслом ведут и научную деятельность, дальнейшие творческие планы в их жизнях имеют место быть. Глеб поделился с нами тем, что, помимо стихотворений, пишет прозу и хотел бы, чтобы его рукописи в будущем стали частью литературного издания: «Я написал два романа, сейчас пишу третий. Пишу рассказы… Насчёт того, чтобы издаваться — делаю для этого всё, что в моих силах. Пока что не слишком успешно. Хотя, вот рассказы мои публикуют в литературном журнале “Русского Динозавра” (проект издательства “Чтиво”)».

Ксения же рассказала нам о том, что возможность развивать своё творчество в социальных сетях кажется ей привлекательной, но только в будущем: «Мне сегодня пожелали развивать в соцсетях свое творчество, публиковать его, искать аудиторию. Это сложно, это еще все впереди, то есть, в мечтах, в желаниях, возможно. Но мне уже доставляет радость то, что люди, которые рядом со мной, любят мое творчество».

Елизавета КОПЫЛОВА

Фотографии предоставлены Ксенией Юсуповой