«Работа актёра сейчас — это мода»
Студенты 1 курса ВШЖиМК встретились с актёром театра и кино — Юрием Дмитриевым, который поделился со слушателями не только опытом работы, но и мнением по поводу того, как выглядит современная «сцена».
По традиции встреча началась со вступительного слова гостя, который вкратце рассказал о том, как пришёл к актёрскому ремеслу.
— Начну с того, как я пришёл в актёрскую профессию: я был маленький и увлекался сценой, посещал разные лагеря, играл в КВН. Постепенно она меня так засосала, что в итоге я решился поступать в Казанское театральное училище. Поступил я на курс Вадима Кешнера и Юноны Каревой. И после этого я пришёл в Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И. Качалова, проиграл там десять лет, после этого играл в Самаре. Вернувшись в Казань, устроился в Театр на Булаке, вот такая краткая биография.
В продолжении гостем была высказана реплика, которая, как мы просим заметить, может помочь не только на актёрском поприще:
— Будьте собой, не нужно корчить из себя неизвестно кого. Бывали такие студенты, которые надевая шарф, шляпы, показывали лишь этим, что они актёры. Нужно быть проще, тогда люди к тебе потянутся.
— У вас были амбиции уехать в какие-то столичные театры? — звучит вопрос из аудитории.
— В столицу я не хотел ехать, потому что для меня неважно, где театр, он может быть в столице, может быть не в столице, самое главное — чувствовать себя нужным, в этом случае тебя не будет манить Санкт-Петербург или Москва. Заниматься любимым делом, вот что действительно важно.
— Но ведь есть такой момент, что если играешь в Москве, то тебя быстрее заметят, будут о тебе писать.
— Проблема в том, что все хотят известности, это проблема не только актёрская, наверное, и журналистская тоже, многие забывают, что нужно быть профессионалом своего дела. Сегодня слава есть, а завтра её уже нет. Когда ты думаешь о славе, тогда можно уходить из театра, так сказал Женовач.
Гость по ходу встречи выразил своё отношение к современному кино:
— Я скажу так: кино, на мой взгляд, сделано хорошо, если мы ставим вопрос «Как?». Но на вопрос «Что?» кинематограф даёт неясный ответ. Много всяких фильмов выходит, снимают и Голливуд, и Болливуд. Я вот не понимаю, зачем переснимают «Тихий Дон». Вот поставили его, и он идёт от начала и до конца и всё, больше ничего там нет. А у С.А. Герасимова — абстракция, эклектика, и ты понимаешь, что у человека такое мировоззрение, такой театральный опыт, что вызывает восхищение.
— Насколько вообще востребована работа актёра?
— Работа актёра сейчас — это мода, некоторые люди случайно идут в актёрскую профессию, найти славу, известность и всё. Востребована ли она? Наверное, но ведь все хотят в Голливуд, некоторые так рассуждают и на полном серьёзе. Я понимаю таких актёров, я сам снимался в передаче «Дела семейные», нельзя же просто сидеть, надо же кушать. Я это воспринимаю как тренинг, когда ты куда-то можешь применить свои актёрские способности. Всем хочется сняться в хорошем фильме, но это зависит не только от актёров.
— Кто повлиял на ваше актёрское становление?
— Отец. Мама говорила: «Не надо заниматься этим». Мама хотела, чтобы я стал врачом. Не любят эту профессию [артиста], думают: «…пьющий, алкоголик, любишь общаться с девушками», — нарисовалось, что все артисты такие, но это же неправда.
— Какими артистами вы восхищались или, может, продолжайте восхищаться?
— У меня такая старая школа актёрская, мне нравится Владимир Высоцкий, Яншин из МХАТа, Константин Райкин, Виктор Сухоруков — мой любимый актёр. Есть, конечно, и мировые, мне очень нравятся фильмы с Джоном Малковичем. Люблю, смотря на актёра, пропитываться атмосферой, смотришь и всё… застыл.
— Есть ли возможность попасть в театр без нужного образования?
— Можно, есть такие случаи. Но сейчас, я так думаю, нужна «корочка», хоть и есть исключения. Это бывает редко, в Самарский театр взяли человека и без образования. Мужчин берут, их мало, а у девушек конкуренция.
— Как получить главную роль? Какие случаи были, когда работали вы?
— Есть театры, в которых если ты нравишься человеку (режиссёру), то тебя берут, не нравишься — будешь играть в массовке. Есть семейная традиция, когда мама, папа, сын играют всё. Есть такой театр в Казани, где играет семейный подряд. Я всё понимаю, мне сказали: «Если ты не хочешь играть, тогда надо уходить». И всё, ушёл. Может быть блат…Театр — плохое место, мы видим, как люди выходят и все друг друга любят, это не так. Нужно ведь быть самим собой, честным нужно быть, искренним.
— Пандемия сказалась на всех сферах жизни общества, как вы пережили этот период?
— Пошёл преподавать у детей плавание, потому что у меня есть педагогическое образование, я не понимаю таких актёров, которые, кроме как театром, ничем заниматься не могут, всё бывает в жизни. Я перед тем, как стал учителем, работал монтировщиком в театре оперы и балета. И сейчас днем я преподаю у детей, а вечером играю в Театре на Булаке.
Встреча закончилась тем, что гость проговорил заученную реплику тем голосом, которым говорят актёры, что называется, «в голову». Мы надеемся, что Юрий был интересен вам, как представитель интересной профессии и как человек со свежими мыслями.
Камиль ХАБИБУЛЛИН
Фото: Роман Баканов
Текст создан в рамках учебного проекта «ПО ФАКТАМ»