Путь к сердцу журфака: Марина Симкачева
С последней оценкой университет начинает молодеть, ведь сюда приходят абитуриенты, чтобы принести аттестаты, результаты ЕГЭ и осуществить свою мечту – поступить на факультет журналистики. И, конечно же, приходят они не в пустые стены, их встречают их будущие преподаватели. Мы провели серию интервью с членами приёмной комиссии этого года и, вместе с тем, доцентами кафедры национальных и глобальных медиа, чтобы не только узнать, как они подходят к оценке письменных и устных испытаний, но и раскрыть их самих как будущих наставников. Сегодня о том, что нужно научиться верить в себя и от чего зависит результат творческого эссе, рассуждает Марина Владимировна Симкачёва.
- Зачем, на ваш взгляд, нужны вступительные экзамены при поступлении на журфак? То есть, что позволяет педагогам увидеть в абитуриенте посредством проведения письменного и устного этапа?
- Во время творческого экзамена можно понять, умеет ли абитуриент мыслить и излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Творческий экзамен позволяет увидеть кругозор будущего журналиста, умение держаться, насколько поставлена речь. Письменные работы дают общее представление о том, есть ли у человека способности к написанию текста, умение развивать мысль, акцентировать внимание на главном, аргументировать, отстаивать собственную позицию. Да и письменная работа показывает элементарную грамотность поступающего. Из всего перечисленного складывается общее впечатление. Поступить - это, ведь, одно, а потом надо четыре года учиться профессии - это совсем другое.
- Как лично вы подходите к оценке творческих эссе, выполненных абитуриентами во время вступительных экзаменов?
- Важно, чтобы экзаменующийся понял задание, от этого зависит результат. Четкие последовательные мысли, умение выделить суть, сосредоточиться на главной мысли, логика изложения, завершенность написанного текста, возможно, незаурядный слог, интересное преподнесение известных фактов, компактность текста и емкость мыслей одновременно - такой текст обращает на себя внимание. Если не знаешь, что писать, то писать о чем-то пространном, «лить воду» на нескольких листах бумаги не надо. Это читать неинтересно, да и время жалко.
- На что вы обращаете внимание при проведении собеседования?
- Общая картина складывается в процессе собеседования или ближе к его завершению. Безусловно, общий кругозор, умение преподнести информацию, поведение в стрессовой для экзаменующегося обстановке. Умение держаться уверенно, спокойно и быть рассудительным, считаю, - важные качества не только для журналиста.
- Что вы хотите увидеть в портфолио, которое приносит абитуриент на собеседование? Например, будут ли оцениваться неопубликованные материалы или тексты из школьных газет и иных незарегистрированных СМИ?
- В портфолио должны быть журналистские материалы, где можно увидеть, какое это издание, авторство текста, дата выхода. Возможно, сертификат об окончании Школы молодого журналиста, участника журналистских фестивалей, награды и достижения в области журналистского творчества. Никаких аттестатов об окончании медколледжа, школы моделей, дипломов математических олимпиад, сборников стихов собственного сочинения прикладывать не стоит.
- Какие советы можете дать абитуриентам, чтобы они расслабились во время внутренних испытаний?
- Экзамен - это всегда тревожно. Волнение - это естественное состояние. Ведущий ток-шоу, когда выходит в студию, и, если это еще в прямом эфире, тоже, наверное, волнуется, но глядя на него создается совсем другое впечатление. Потому что, человек может справляться с этим состоянием, может переключаться и вести себя, соответственно обстановке. Так же и на экзамене: надо учиться верить в себя.
- Хотелось бы узнать три вещи, которые, по-вашему мнению, выделяют журфак КФУ от кафедр журналистики других университетов страны
- Во-первых, у нас уникальная кафедра - кафедра национальных и глобальных медиа, где обучают студентов на русском и татарском языках, изучают как мировые, так и региональные тенденции в медиасфере. Во-вторых, в КФУ есть медиакомплекс, включающий в себя сетевые издания, телерадиокомплекс, где студенты могут практиковаться в процессе учебы, постигая все азы профессионально-творческой деятельности. В-третьих, в шоу-руме ВШЖиМК почти каждую неделю проводятся творческие мастер-классы, пресс-конференции, встречи с известными журналистами, политиками, общественными деятелями и др., где студенты получают не только новую информацию и знания, но и оттачивают профессиональные навыки и умения: это и формулировка вопросов, и пресс-подход, и подготовка медиаматериалов. Наконец, проводятся учебные пресс-конференции с выездом на мероприятия, в организации и ведомства.
- А как вы думаете, актуально ли сегодня поступать на журфак? Вам не кажется, что это направление умирает?
- Медиа только развиваются, каждый день появляются новые форматы. Если ты владеешь информацией и умеешь ее подать - это и профессия, и хобби, и заработок, и рейтинг, и известность.
- Многие абитуриенты на вопрос «Почему вы решили стать журналистом» романтизированно отвечают, что они мечтают о свободе слова, но на деле порой мысли автора ограничиваются редакционной политикой. Назовёте причины, почему же стоит посвятить себя этой профессии?
- Это универсальная профессия. Возможности времени, в которое мы живем очень большие, много, где можно себя реализовать: традиционные СМИ, интернет и новые медиа, пресс-службы, медиасторителлинг, блогосфера, копирайтинг, SMM, реклама, разработка и ведение сайтов, корпоративная культура, а сколько интересных направлений - инфографика, дата-журналистика, трэвел-журналистика... Это конечно, не все, но, думаю, достаточно, чтобы понять, где может реализовать себя сегодняшний абитуриент в будущем.
Александра Фёдорова,
Камила Щипанкова
фото предоставлено респондентом