Роман Качанов: "Все жанры кино хорошие, кроме скучных"
12 февраля, в 19:00 в «Штабе» прошла творческая встреча с Романом Качановым. Роман Качанов — режиссёр и сценарист фильмов «ДМБ», «Даун Хаус», «Неваляшка», «Гена Бетон» и других. В рамках программы Роман Качанов ответил на вопросы, побеседовав с любителями авторского кинематографа.
С появлением современных технологий, чуть ли не у каждого человека появилась возможность снимать на свой смартфон ролики, собирающие миллионы просмотров, скажите, пожалуйста, Роман, имеет ли шанс на успех кино, снятое молодежью, имеет ли оно шанс "выстрелить"?
Для меня ваш вопрос состоит несколько в другом, с моментом кинообразования. Снимать, безусловно, может каждый, но для меня кино это в первое очередь исследование. Необходимо иметь огромный кругозор, и, конечно же, сейчас с кругозором ни у кого нет проблем. В наш век информационной революции, любой пятиклассник осведомлен больше, о том что происходит в мире, чем любой агент КГБ в моей молодости. Я считаю, что это замечательно, но это порождает дополнительную конкуренцию, и при такой конкуренции однозначно необходимо иметь образование, причем как академическое, так и специальное. Образование – один из решающих факторов для движения вперёд в любом деле.
На кинофестивалях показывается большое количество кинофильмов, действительно интересных, качественно снятых, и лишь немногие из них выходят на большой экран. Скажите, в чем причина? Почему кинотеатры эти ленты обходят стороной?
Все крайне просто, я не открою большую коммерческую тайну, но кинотеатрам большую часть дохода приносит продажа попкорна по цене икры и сладкой воды по цене коньяка. Практически все фильмы, которые добираются до больших экранов – рассчитаны на широкую аудиторию. Нет никакого заговора, как некоторые думают в том, что в кинотеатрах показывают исключительно развлекательные картины, вместо того чтобы показывать фильмы поднимающие злободневные и резонансные вопросы. Для кинопрокатчиков просто не рентабельно показывать авторское фестивальное кино, но некоторым картинам все-таки удается добраться до больших экранов.
Если копнуть глубоко, то мы увидим что огромное количество фильмов с фестивалей уходит в небытие, и увидеть их не представится возможности, что происходит с ними?
Нет ничего плохого в том, что вы никогда их не увидите. История эта не нова, так было и во время советского кинематографа, из всех выпускаемых картин зритель видел лишь малую часть. Фильмы, которые никогда не увидит широкая аудитория играют большую роль, они являются частью механизма, и, благодаря ним, механизм кинематографа работает – создаются авторы и набирают опыт специалисты. Возможно, через миллионы лет, когда нас не будет, следующая разумная цивилизация найдет носители с этими фильмами и именно их посмотрит. Так что возможно ничего не происходит зря.
Скажите, что в вашем понимании культовое кино, а если быть точнее, какова для вас формула культового кино, из чего оно состоит?
Культовое кино состоит из того, что его помнят и знают через год, через три года после того как оно вышло, другой формулы нет. Может быть, это довольно скучный ответ, но это правда. Просто кино, которое не вошло в культуру быстро забывается.
Когда вы работали над своими фильмами, догадывались ли вы, что они станут культовыми?
Конечно же, не догадывался, я даже об этом не думал. К счастью или к несчастью, но это вещь довольно мистическая, и предвидеть, по моему личному опыту, этого не возможно.
По вашему мнению, какой жанр кино будет популярен для широкой аудитории в следующем году? И почему?
Не буду оригинален, но все жанры хорошие, кроме скучных. В кино не особо важно то, что популярно и тем более не то, что будет популярно. Популярность – это, прежде всего неожиданность, и это круто, так как прогнозируемая популярность, по моему мнению, является в некотором роде искусственной. В то же время можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны: - Какой жанр будет популярен для авторов кино? Бытует мнение, что самым популярным является хоррор, потому что его можно снять за "три копейки". Но опять же: - Зачем экономить, если выделенных денег хватает на то, что дороже? Тем более зритель явно не сможет смотреть исключительно "ужастики". Поэтому популярность весьма абстрактная категория, ее невозможно спрогнозировать.
До этого вы говорили про информационную революцию, очень интересно услышать ваше мнение об одном из основных двигателей этой самой революции, а именно площадке Ютуб. Как она влияет на кино?
Безусловно, Ютуб – это цифровая революция. Если мне не изменяет память, то я уже говорил о том, что в 80-90х годах информация "ломанулась" именно на территорию, на которой мы сейчас живём. И сейчас происходит то же самое. Эта ситуация очень выгодна и для вас, как зрителей, и для нас - тех, кто делает кино. Та информация, те возможности, которые хлынули к нам благодаря современным платформам-то поле, на котором могут вырасти такие цветы, что просто "закачаешься".
Одна категория артистов становиться звездами, играя в фильмах, а другие - были звездами, и делали этим кино. В вашем случае как выходило чаще?
Честно и со скромностью признаюсь, в моем случае всегда выходил так, что я делал звезд, либо "реинкарнировал" советских артистов, которые благодаря моим фильмам возвращали былую известность.
Завершающим на вечер был вопрос о фильме "ДМБ", о том, как его восприняло общество и поступали ли реальные угрозы, ведь фильм имел огромный резонанс и затрагивал военных. На что режиссёр ответил, что тогда,20 лет назад было намного тяжелее, чем сейчас, общество являлось довольно "круглым и костным", и было абсолютно другим. Примером подтверждающим это, он привел тот факт что одна из актрис, исполняющая роль в фильме ДМБ отказалась от присутствия своего имёни в титрах- побоялась. Была угроза и от крупнопоставленного военного, но слава богу здравый рассудок победил и даже критиками фильм был принят довольно положительно.
Антон Валиуллин
фото: Денис Коловский