Почему любовь должна быть трагедией, или мысли о рассказе Куприна «Гранатовый браслет»
«Любовь юная, поэтическая, уносящая в мир грёз - на земле только она одна может дать счастье!» - эти слова Антона Павловича Чехова как нельзя лучше характеризуют ту любовь, о которой говорится в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Это прекрасное чувство, которое делает жизнь человека ярче и красивее, многократно изображалось разными писателями на страницах своих произведений. И каждый из этих писателей высказывал свою точку зрения на этот счёт. Давайте же вспомним о том, что думает об этом чувстве Александр Иванович Куприн.
«Вот и всё. Ещё один рассказ завершается смертью героя, и снова на почве любви», - так думается мне после прочтения произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Как-то странно. Раньше казалось, что любовь – это доброе и прекрасное чувство, и не может оно ассоциироваться с грустью или трагедией. Однако именно трагически заканчиваются многие любовные произведения русских классиков. Их герои либо страдают, либо и вовсе уходят из жизни, некоторые даже добровольно. Так произошло и в этом рассказе. Так зачем же Александр Иванович рассказывает нам эту историю? И почему эта история заканчивается так печально?
«Почём знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», - эти слова генерал Аносов сказал не зря. Он действительно знал, о чём говорит. Он смотрит на эту ситуацию через призму собственного жизненного опыта. И он понимает, что здесь речь идёт о «другой» любви: возвышенной, великой, божественной; той, которая бывает только раз… и навсегда. Вот что испытал Желтков, и вот что давало ему счастье! Возможность видеть её… Наблюдать за ней… Держать в руках вещи, которые держала она… Радоваться мысли о том, что она, возможно, примет его подарок… Эта любовь, пусть и безответная, есть теперь смысл его жизни. А если лишить жизнь человека смысла, то… Собственно, что человеку остаётся делать на этом свете? И вот уже печальный конец рассказа не кажется таким уж нелогичным...
А что могла сделать Вера? Продолжать верить в то, что этот тайный почитатель – всего лишь пустяк, а её собственная личная жизнь её вполне устраивает? Так-то оно так, но вот в том, что она не совсем счастлива, нет никаких сомнений. И хуже всего ей становится, когда она понимает, что вместе с Желтковым ушла и великолепная возможность стать действительно счастливой. Мысль о неиспользованной возможности – что может быть ужаснее?..
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться», - устами дедушки говорит сам Куприн. И доказывает свою теорию наглядным примером в лице Желткова. Александр Иванович хочет сказать нам, что без любви нет жизни. Не знаю, бывает ли такая «прелестная, поэтическая» любовь на самом деле. Скорее всего, нет… Однако спустя несколько лет моё мнение на этот счёт, наверное, поменяется.
Ильяс Хафизов