Подхваченные Вальсом Жизни
Когда ваши друзья упоминают слово «аниме», что вам приходит на ум? Большеглазые школьницы с розовыми волосами или томные бледные юноши? Или, может быть, отсутствие внятного сюжета и идеи?
Стало быть, вы не видели работ Миядзаки. Их нельзя подогнать под общий шаблон «аниме» или назвать просто «мультиком».
Хаяо Миядзаки по праву считается одним из лучших мультипликаторов не только Японии, но и мира.
«Ходячий замок» - один из самых известных шедевров режиссера. Миядзаки иногда называют японским Уолтом Диснеем – и не зря. Он сумел сохранить невероятно трогательную, по-настоящему душевную традиционную рисовку в эпоху царствования компьютерной графики.
Работы режиссера всегда одухотворены, полны надежды, веры и мечты. При этом Миядзаки ловко завуалировал под красочной картинкой далеко не детские темы войны и экологии.
Эти темы можно отнести к сквозным в творчестве режиссера. Они встречаются как в более ранних («Унесенные призраками»), так и поздних работах («Ветер крепчает»).
Действие происходит в вымышленной стране, в которой волшебники и ведьмы – часть повседневной жизни. К ним ходят за снадобьями, их боятся, король призывает их на службу государству. Внешне этот мир – Европа конца ХIХ века, с высокоразвитыми паровыми технологиями – дань уважения любимому Миядзаки стимпанку.
Скромная девушка Софи Хаттер не обладает яркими природными данными и уверенна, что вся ее жизнь проведет в небольшой шляпной мастерской. Случайная встреча с обаятельным колдуном Хаулом заставляет ее пересмотреть сои планы на будущее – Софи привлекла внимание Ведьмы Пустоши. Теперь ей предстоит пройти долгий путь, прежде, чем стать собой.
Это история о том, как важно верить в себя и свои силы. Это повесть о поиске себя, о любви, о дружбе, верности и смелости.
Мы видим, как меняется Софи, как из «мышки» она превращается в отважную, по-настоящему красивую девушку. Софи открывает свое сердце миру, выбирается из своей скорлупы, эдакого «футляра», защитного кокона. Она впускает в себя дыхание жизни и мир дарует ей приключение, свободу и любовь.
Хаул меняется не меньше Софи. Он проходит путь от избалованного, ленивого, самовлюбленного мага до чуткого и любящего молодого человека.
В какой-то степени, это классическая история «Красавицы и Чудовища». Только красавица неброско выглядит, в чудовище привлекательно внешне.
Честь и хвала мастерству Миядзаки. Он удивителен в прорисовке деталей. Да что там прорисовка, сами детали! Нет ни одного лишнего предмета, ни одной вещи, не предполагающей скрытую символику. Эстету будет, чем насладиться: амулет в опочивальне Хаула, танец света и тени, шляпы в мастерской.
Наконец, сам замок! Режиссер признавался, что видит в Ходячем Замке отголоски «избушки на курьих ножках». И правда, ноги замка очень уж похожи на куриные. Сам замок вызывает странные чувства: он огромен, неуклюж, кряхтит и пыхтит, плюется черным дымом, без конца парит, но при этом он ужасно поэтичен.
Отличительная особенность картин Миядзаки – колоритные второстепенные герои. Да и можно ли их назвать так! Это необходимый кусочек яркой мозаики. Это и Кальцифер, обаятельный демон огня, заколдованное Пугало, Майкл, подмастерье Хаула и другие.
Восхищения достойна прекрасная архитектура. У каждого представленного города своя неуловимая атмосфера, которая чувствуется с в первого же кадра.
Наконец, музыка. Связующее звено фильма, светлая и добрая музыка Джо Хисаиши во многом определила настроение фильма. Чего стоит «Вальс Жизни», саундтрек к прекрасной жизни: на городской площади кружатся пестрые мундиры и цветные платья, а над этим праздником жизни происходит прогулка по небу Хаула и Софи.
«Ходячий Замок» - это бессмертная история о любви и дружбе. Ее смело можно рекомендовать всем, чья душа может откликнуться на светлое и доброе начало. Кружитесь же и вы в небесном танце, ведь волшебство всегда рядом.
Алсу Гарипова
ИСФН 13-300