1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Духless: бездуховный ли?

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Недавно мне в руки попала книга Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Произведение никак нельзя назвать новинкой, оно увидело свет в 2006 году. 

 Однако я пишу рецензию только сейчас, потому что в год издания повести, будучи девятилетним ребенком, как бы я ни пыталась, не смогла бы проникнуться философскими размышлениями о жизни и месте человека в обществе, приправленные отборным матом и кокаином. В свое время Духless наделал много шума не только благодаря удачной рекламной кампании. Сам предмет повествования, как ни странно, также вызвал неподдельный интерес.

Согласитесь, название, если не интригует в полной мере, то хотя бы заставляет уголок брови приподняться. «Духless» - это синтез русского корня «Дух» и английского суффикса-отрицания «less», в итоге необычное слово понимается нами как «бездуховный». Но зачем изобретать велосипед и придумывать новый термин, аналог которого уже есть? В книге вообще очень много англицизмов: в большинстве случаев эпиграфами к главам выступают куплеты\припевы из зарубежных песен или строки из журналов на английском. Возможно, это связано с желанием автора подчеркнуть стремление российского общества копировать западное, сделать акцент на слепом подражании всему, что «круче» и «как там».

В центре внимания двадцати девяти летний коммерческий директор московского представительства крупной французской фирмы по продаже консервированного гороха. Пожалуй, название его должности – это самое скучное, что вы найдете в книге. Повествование ведется от первого лица. Сам оратор – это сгусток цинизма и самоотрицания. Он отрицает не только себя, но и себе подобных – этакий гламур презирающий гламур. Персонаж становится собирательным образом многих реальных людей, своеобразным, адаптированным к современному обществу, «героем нашего времени». Он - воплощение пресытившегося жизнью человека, который не видит в ней смысла. Как правило, такой герой-нигилист вызывает у читателя симпатию, ведь относиться к жизни с сарказмом модно. То есть, нам с вами, читая эту книгу, предлагается восхищаться модой против моды. В произведении описывается повседневная жизнь героя, общение с коллегами, посещение им модных ночных клубов, употребление неисчисляемого количества алкоголя и наркотиков. В выражениях он также не стесняется, так что цензуру мамой книга бы точно не прошла.

Примечательно, что нашего героя НИКАК не зовут. Никто из действующих лиц ни разу на протяжении всей книги не обратился к нему по имени, да и сам он, рисуя свой портрет, не представляется. И это не случайно. Автор обезличивает своего героя. Персонаж, созданный Минаевым, – символ бездуховности, а у нее нет лица. Однако мне кажется, что не все так однозначно, ведь сам герой осознает свое положение. Он признает свое духовное падение и неосознанно пытается вырваться из этого пропитанного ложным пафосом мира клубов и «TheТёлок».

Вся книга – это размышление о современной жизни, о пошлости и пустоте «сливок» общества, о политике и устройстве России в целом, в конце концов, о смысле жизни. Оформлено сие философствование, кстати говоря, весьма незаурядно: великолепное чувство юмора, тончайшие шутки, местами заставляющие перечитывать строчки. Иногда представленная точка зрения вызывает некоторые противоречия, но в целом остается только усмехаться над очередной остроумной репликой и продолжать жадно поглощать страницу за страницей. Но, несмотря на такой тип изложения мысли, «Духless» оставляет после себя тяжесть и легкую тошноту. Но не потому, что сама книга не оправдывает ожиданий, нет. Совсем наоборот: уж слишком все точно. И от этой точности становится пусто. А не эта ли пустота от осознанного принятия действительности – цель автора? Не она ли настоящий успех?

Читать или не читать, безусловно, только ваш выбор, и я ни в коем случае не прибегаю к агитированию. Однако что бы вы ни решили, во-первых, не судите о данном произведении, посмотрев одноименный фильм – он не имеет ничего, АБСОЛЮТНО ничего общего с книгой. Ну а во-вторых, решите для себя: захотите ли вы, прочитав повесть о ненастоящем человеке, задаться вопросом «а я настоящий?».

Аделя Рахматуллина