1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Куда ведут нас поезда?

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Рецензия на роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…»

"Чтобы изменить мир вокруг, вы должны изменить себя"
М. Ганди

Роман известного советского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова впервые был опубликован в 1980 году на страницах журнала «Новый мир». Своим произведением автор хочет сказать о разорванных нитях между поколениями, об утраченных связях с историей своего края, своей страны. Основная мысль автора заключается в следующем тезисе: «Без прошлого не будет будущего». Ч. Айтматов утверждает, что даже за один день человек в состоянии сделать больше, чем он думает. Но самое главное, на что обращает внимание автор, – всегда нужно начинать с себя.
Заголовок.… Как много могут сказать несколько слов, закавыченных вверху страницы!
Что такое в нашем понимании день? Может, наша жизнь – это своеобразный роман, а день – всего лишь слово? Вкупе эти слова дают предложения – недели, те в свою очередь вытекают в главы – месяцы. Однако стоит вырвать слово, и смысл прочитанного может кардинально поменяться.
А может, дни – это истоки, откуда берут начало наши реки. Пробираясь сквозь камни и буераки, они набирают силу, мощь и продолжают свой длинный путь. Наконец, эти маленькие речонки впадают в моря общественных масс, теряясь в этой пучине. Но стоит вырвать один день, и река может вовсе исчезнуть, а если исчезнут все реки, откуда взяться морям и океанам? Получается день – это такой же роман, такое же море? А что делаем мы, чтобы наши дни не терялись вместе с оторванными листьями календаря?
Аналогичные вопросы волнуют главного героя романа Чингиза Торекуловича Айтматова «И дольше века длится день…» Едигея Жангельдина. Интересен выбор писателем главного героя. Почему именно полуграмотный путейный рабочий, прозябающий четыре десятка лет на полустанке? Возможно, автор решил показать в Буранном Едигее духовные начала своего народа, человека в его естественном проявлении. Ч. Айтматов осознанно прячет своего героя подальше от городской суеты и неразберихи, от бюрократической машины, сметающей все со своего пути. Нет, Едигей далек от всего этого, и это замечательно.
В романе Едигей представляется нам в образе эдакого пограничника времени. Мне кажется, не просто так Ч. Айтматов «наградил» своего героя работой на железных путях. Поезд в произведении – некая аллегория бесконечности. Не случайно рефреном звучит начало каждой новой главы: «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…» Поезда, идущие отовсюду и ведущие в никуда. Однако главный герой старается сохранить ясность рассудка в этой временной яме.
Ударом для Едигея становится смерть Казангапа – единственного друга, человека, приведшего его на этот полустанок. Вместе они прошли тяжелые испытания, свалившиеся на их плечи, вдвоем же разделяли радостные минуты жизни. Едигей Буранный осознает, что теперь он единственный хранитель воспоминаний, связанных с целым поколением полустанка.
Но если Едигей – пограничник, следовательно, границ должно быть как минимум больше одной. Здесь писатель приоткрывает нам дверь в будущее соседством этого полустанка с космодромом.
Параллельно с событиями на Земле мы узнаем о секретных прорывах там, наверху. Методом антитезы Ч. Айтматов выстраивает тихую жизнь на полустанке и невообразимое путешествие космонавтов на орбите нашей планеты. Сначала такое гротескное соседство отторгает, пугает читателя своим размахом, однако, переварив весь этот винегрет, становится ясно, что одно из другого вытекает, все эти события как-то связаны друг с другом, они не могут жить поодиночке. «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток…»
И вот тут мы узнаем, к чему приводит нас автор. Расстояния в десятки тысяч километров в одночасье стираются воспоминаниями Едигея о древнем кладбище Ана-Бейит. Сказание о бедном манкурте, не узнающем свою мать, забывшем прошлое и утратившем будущее, является олицетворением тех «властителей судеб», заботящихся только о своей наживе, о своем положении в обществе. Желая поработить все и вся, эти безымянные они забывают самое главное – прошлое. Из-за этого они опасаются будущего, сворачивают космическую экспедицию, боясь утратить мнимое господство. Персонификацией манкурта является алчный следователь Тынсыкбаев, готовый убить невинного человека ради очередного повышения по должности.
Все бы ничего, но Ч. Айтматов предлагает читателю напоследок задать вопрос: «А кто такие они? Не те ли это Они, которые Мы?» Меня пугает этот вопрос, но куда страшней услышать на него ответ.
Не зря я начал с заголовка романа. Дело в том, что Едигей Жангельдин, готовясь провожать своего друга в последний путь, вспоминает все эти события в течение суток. Выходит, что у него получился роман за один день? И каждый должен задаться вопросом: «А что я сделал полезного? Что я оставлю после себя сегодня, чтобы обо мне вспомнили завтра?»

Данил ЗАЙНУЛЛИН,
слушатель Школы молодого журналиста