1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Голубая камея» – ярко, красочно, попсово

Дата: . Опубликовано в Библиотека

«Голубая камея» – один из самых масштабных проектов Русского драматического театра Башкортостана, который приезжал недавно с гастролями в столицу РТ. Свою историю мюзикл берёт еще в 2009 году, когда творение композитора Кима Брейтбурга и поэта Карена Кавалеряна увидело свет софитов.

С тех пор не раз частично менялся состав. Но, как признают сами артисты, мюзикл «Голубая камея» – творческая отдушина, спектакль, на который по-прежнему с удовольствием ходят зрители.
Мюзикл в двух действиях переносит зрителей в придворную жизнь России второй половины XVIII века: балы, маскарады, умопомрачительные наряды... Занавес открывается. Действующие герои подхватывают зрителя и уводят с собой в водоворот шума, веселья, плясок. Привыкшим к классическим драматическим спектаклям с выдержанными паузами и цепляющими монологами всё происходящее на сцене будет казаться, по меньшей мере, довольно необычным.

И как во всех мюзиклах основной сюжетной линией является история любви. Но если в классическом театре мы привыкли к неожиданным, а то и трагическим развязкам, то спешу вас обрадовать: здесь такого нет. «Голубая камея» – классическая постановка с «хэппи эндом». Нет-нет, не спешите откладывать поход в театр. Зрелища, интриг, напряжения в мюзикле хватает. Даже если в зал придёт самый уставший зритель, то меняющиеся декорации и хореографические трюки не дадут ему зазевать.

Режиссёрский замысел понятен каждому, ведь он нашёл воплощение и в характеристике персонажей, и в характере мизансцен и планировок, и в принципах декоративного и музыкального оформления спектакля. Во-первых, это идея всесильности любви, которая прямым и скрытым текстом звучит в каждой реплике актёров, в каждой строчке песни. Во-вторых, идея о том, что все люди носят маски. Маска в этом мюзикле является ключевой для стилистики спектакля. Она выступает и как предмет, помогающий раскрыть характер персонажа, и даже как персонаж спектакля наравне с актёром. Маска и как символ театра, где есть перевоплощение и элемент игры, и как главный атрибут Венецианского карнавала (одна из сцен мюзикла), и вообще как символ скрытного, тайного.

Здесь всё лежит на поверхности. Не нужно напряженно следить за действием, чтобы ни в коем случае не упустить нить повествования и смысла. Более того, если заранее ознакомиться с сюжетом, то даже можно не особо вслушиваться в речи героев и в песни. По одним только движениям, жестам становится понятно: вот княжна Тараканова мечтательно смотрит наверх и держится за сердце – влюбилась в графа Орлова, а вот Шустов потирает ладони и шепчется с ряженым – затевает что-то против графа Орлова. Такой вот язык мюзикла, понятный всем зрителям, но иногда кажущийся слишком наигранным.

Роль театрального художника в спектакле одна из самых главных. Алла Коженкова – художник-постановщик данного спектакля – заслуживает громких аплодисментов. Колоритно, ярко, насыщенно, красочно, эпохально.

Однако несколько исторических неточностей зацепили. Песня заключённых Петропавловской крепости «Мы ни в чём не виноваты». Вот только узники поют «мы – грабители и воры», а крепость изначально строилась для политических противников. Да, не грубое нарушение общей логики спектакля, но заметное.

Но в мюзикле главное что? Конечно же, танцы и музыка. Русский драмтеатр из города Уфы содержит и балетную труппу. И за каждым их движением в мюзикле зритель следит, как завороженный. Некоторые роли исполняют актёры театра оперы. И, таким образом, этот мюзикл получается такой вот «солянкой», где и балет, и опера, и драма сливаются в одном котле.

Хотя, признаться честно, во время нескольких сцен первого акта хотелось затопать ногами и закричать актёрам: "Это XVIII век, цвет российского дворянства, а не тусовка XXI века!". Уж очень попсовыми были песни и музыка. И эпоха помимо костюмов ни в чем больше и не выражалась.

Несмотря ни на что, этот спектакль заслуживает внимания зрителей. Актёры точно попали в образы. Да и такое несколько осовремененное прочтение исторических событий забывается на фоне красочных декораций и костюмов. Общее впечатление – уважение. Уважение к труду всей большой труппы, композитора и автора. Классический мюзикл, приятный слуху и взгляду.

Алсу САМАТОВА,
слушательница Школы молодого журналиста