1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Свет за дверью

Дата: . Опубликовано в Библиотека

Женщина почувствовала прикосновение ещё тёплой руки ребёнка, его взгляд на себе; как он встал, посидев немного, и ускользнул наружу со своим картузишком, а сама всё лежала и продолжала думать...

I

– Ничего-то не выйдет из него... Как помру – куда пойдёт, к кому?..Как на беду, и сама ничего не нажила – этот погреб, подстилка да узел с тряпьём...Ну не он первый – не он последний. Выползет, коли захочет.

Что-то так тепло вдруг стало? Смотрит, дверь перед нею. А за дверью что-то большое, яркое, шумное. Слышит женщина крики, будто её же мальчик зовёт: «Мама! Ах, как хорошо тут, мама...» И тянет женщина к нему руки, и пытается поймать, только свет ей в глаза бьёт – и слепит, ажно слёзы выступили...

II

Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (1876) Фёдора Михайловича Достоевского является не таким масштабным произведением, как его же творения из «великого пятикнижия», но, пожалуй, стало одним из самых известных и самых глубоких его рассказов, ведь тема нищеты, трудной жизни бездомных и их незавидного положения в большом городе поднималась писателями XIX века не так часто, как, к примеру, темы любви или смысла человеческой жизни. Поэтому рассказ прежде всего произведёт на читателя большое впечатление самим образом главного героя и историей его жизни, может быть, даже вызовет катарсис, причём у читателя любого возраста.

Абсолютное мастерство автора показывает умение передать суть проблемы произведения – безнадёжность жизненной ситуации детей нищих, пьяниц, халатников, ютящихся по подвалам, подворотням, не имеющих крова и перебивающихся на грязной работёнке за гроши – через предельно простой сюжет, основанный больше на описания города и размышлениях самого ребёнка о темпах и устоях его жизни.

Поэтому важно отметить особенность языка и стиля, которым написан рассказ. Хоть повествование и ведётся от лица автора-рассказчика, он полностью проникается нутром, чувствами, размышлениями мальчика, потерянного в огромном незнакомым городе и тоскующего по родному уголку, где хоть и нет той мёртвой красоты, но где всегда тепло и подадут кусок хлеба. Используя разговорную лексику, яркие эпитеты и уменьшительно-ласкательные формы существительных, автор будто говорит языком самого героя книги.

Для того чтобы посвятить читателя в историю, Достоевский использует двухчастную композицию, отводя первый раздел под вступление, в котором рассказывает о быте и жизни и горькой участи детей, которые уже определились с жизненной деятельностью, стезёй – ходить «с ручкой». Их либо сбудут на фабрику и сдадут халатникам – они деньги приносят, те пропивают, либо с восьми лет приучат к воровству. В конечном итоге, перенеся от халатников побои, лишения, они сбегают –бродить по свету, не имея определённой цели в жизни, и просить милостыню на себя. Решения у этой проблемы нет – только на том свете обретёт покой мальчик.

Однако автор отмечает, что данная история может быть выдумана и произведение начинает фразой: «Дети странный народ, они снятся и мерещатся». По моему мнению, она заранее вводит читателя в атмосферу сказочности и загадочности, покрывает эту печальную историю флёром таинственности, ведь идея этого рассказа пришла Достоевскому в праздник ожидания чуда – в Рождество. Но даже атмосфера «святочного» рассказа и его лирический пафос не сглаживает главного конфликта произведения – то, что нищета отобрала у таких детей детства, является общим преступлением социума –не злого мальчика, чуть не поколотившего его, и не господ, замахавших на него руками; не огромного города, что такой огромный и холодно-красивый, и не самих родителей этих детей, недодавших им чего-либо, а всех, кто не проявил к нему хотя бы толику тепла и отделался гордым безразличием при встрече с ним. Поэтому мальчик не имеет в рассказе имени и упоминается как «мальчик» или «мальчик с ручкой» (в основном первая часть). Это целое общественное явление, жертвами которого стали отнюдь не единицы.
Выходит, только ангелами у Господа будучи, познают они счастье.

III

Плачет женщина за дверью, неутешно плачет от непреодолимой печали той и от невыносимой тяжести вины своей...

Алина Валиева