Цифровое искусствo: фотография, дизайн и технологии. Часть 3
Наше путешествие в мир цифрового искусства продолжается. Честно признаюсь, данную беседку я нахожу весьма забавной и интересной.
К примеру, Игорь Бурба не следит за индустрией фотографии, хотя некоторая часть индустрии следит за его успехами (ресурс ВКонтакте «PROFOTO», где я и наткнулся на его работы). А вот Вадим Никифоров начал свой путь в мир фотоискусства с достаточно рядового случая - покупки штатной мыльницы во время учебы в университете для фотографирования конспектов. Вот не поверите, но я мало себе представляю, как фотограф в XXI веке может обходиться без аккаунта в Instagram, но вот Виктория Аликина спокойно к этому относится и развивается, учась на графического дизайнера, при этом не имея сенсорного телефона. А вот у Фаины Харитоновой целых два аккаунта в Instagram – один, где она общается с друзьями, и раскрывается как личность, и второй для выставки своих снимков. Некоторые фотографы разрабатывают дизайны чехлов для смартфонов, как Виктория Никифорова, например. В общем, пристегнитесь, у нас увлекательное путешествие, много мнений и фотографий. Настоящая тусовка фотографов!
"В последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, - а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях"
Сьюзен Зонтаг «О фотографии»
- Поехали. Как у вас с историей фотоискусства? Интересуетесь?
Виктория Аликина: Сейчас фотография является неотъемлемой частью жизни подавляющего большинства людей. Люди фотографируют абсолютно все: от пейзажей природы до того, что у них на завтрак. Думаю, интерес к тому, как такое чудо вообще изобрели, должен быть вполне естественным.
Виктория Никифорова: Да, очень интересуюсь. Для меня это - окунуться в зарождение фотографии как искусства, познакомиться с творческим путем создателей этой истории.
Игорь Бурба: Никогда не интересовался историей, а особенно фотографии и искусства. Не слежу ни за какими фотографами. Я просто сам по себе и делаю то, что нравится мне.
Фаина Харитонова: Да, интересуюсь. Больше историей фотографии, чем биографиями авторов. И меня возмущает прогресс в фотографии – в начале эпохи Анри Картье-Брессон ввел термин «решающий момент», сейчас им пользуются около 60% фотографов. Я в их число не вхожу. По поводу авторов: во-первых, спасибо огромнейшее месье Жозефу Ньепсу и месье Луи Дагеру - первооткрывателям фотографии. Как обычно говорят, не знаю, что было бы с нами без них. В современности восхищаюсь фотографом Томми Флэнагоном и его сюрреалистичными снимками. Еще не зная о его существовании, как теперь оказалось, у меня было несколько схожих с ним идей.
Вадим Никифоров: Только если попадутся какие-то снимки, которые спровоцируют желание познакомиться с творчеством автора более полно. Сама биография фотографа интересует крайне редко - в основном результаты творчества. Больше всего мне нравятся классики, любимых авторов очень много, но и некоторые современные фотографы очень меня вдохновляют.
- O’key. А вот, Canon, Nikon…? Бренд или технические детали?
Виктория Никифорова: По сути для меня бренд не важен вообще. Я воспринимаю фотоаппарат как инструмент, благодаря которому я могу воплотить в жизнь ту картинку,, которая у меня в голове. Это как кисти, краски и холст для художника. Конечно важны качество и технические характеристики; в зависимости от идеи - ищу ту технику, с помощью которой ее можно реализовать.
Игорь Бурба: Я предпочитаю снимать на Nikon. По многим показателям он меня устраивает сполна. Другие бренды имеют много косяков, которые способствуют получению неправильной картинки. А так... не важно на что снимать, главное - это голова и умение размышлять.
Фаина Харитонова: Первая моя камера была под маркой Sony. Ее мне купила мама. Ну уж она-то точно не разбирается в фотографии, так что техника здесь не при чем. Вторая камера, которой сейчас пользуюсь - под маркой Canon. Скажу по секрету: она полупрофессиональная. До профессиональной техники, считаю, еще не выросла, но технических характеристик этой камеры мне мало, во всяком случае ISO. P.S. В руке Mark сидит лучше.
Вадим Никифоров: Изначально достался Кэнон с некоторым количеством объективов, поэтому и следующий купленный аппарат был этой же марки – переукомплектовка объективами меня бы разорила.
- Каким должен быть фотограф?
Виктория Никифорова: Я стараюсь избегать слова "должен". Дело в том, что очень трудно объективно оценивать эти черты в силу разности восприятия процесса фотографии каждым человеком. Для меня очень важно умение подмечать красоту в простых деталях или моментах:. в основном я фотографирую людей, всегда стараюсь в процессе съемки увидеть и отразить особенности их души и внутреннего мира. Ведь каждый из нас создает вокруг себя особую атмосферу. Вот ее я и стараюсь запечатлеть.
Виктория Аликина: Я думаю, однозначного ответа на этот вопрос быть не может, так как люди, занимающиеся фотографией очень разные. Существует масса стилей в фотографии, за которыми стоят мастера разных характеров, культур, нравов и предпочтений. Фотография - это искусство и творец волен выражать свои идеи, эмоции, цели и задачи как пожелает. Главное, это результат. Все же, я полагаю, что фотограф в первую очередь должен владеть основами композиции и колористики, иметь свое видение и стремиться к развитию.
Фаина Харитонова: Фотографом может быть любой человек. Добиться успеха и выделиться ему поможет только собственное, оригинальное видение.
Игорь Бурба: Фотограф должен быть философом, мыслителем. "Гопнику по натуре", драчуну и просто нетворческому человеку сложно будет стать фотографом. Да, бывают и такие, но чаще всего они не фотографы, а «кнопконадавливатели» или «бомбиллы». Чаще всего такие снимают ню и свадьбы. Я за чистый разум, ведь фотография — это продолжение руки, сердца и ума. Знания желательны, композиции и гармонии, этого достаточно.
Вадим Никифоров: Фотограф никому ничего не должен, если нет долговой расписки с его подписью. А если все же мнение выразить, то чувство вкуса, образное мышление, пространственное воображение, богатая фантазия, аналитический склад ума... и, пожалуй, этого будет мало.
- Ну хорошо, говоря о digital, как начиналось ваше знакомство с графическими редакторами?
Виктория Никифорова: Работать с фотошопом училась сама, на определенном этапе было интересно управлять цветом на изображении. В других редакторах я почти не работаю, стараюсь снимать так, чтобы меньше обрабатывать.
Игорь Бурба: Я работаю только в фотошопе. Он удобный и есть всё, что нужно. До армии, ещё до увлечения фотографией, я пробовал в нём что-то делать. Когда я начал снимать на мыльницу я стал открывать его и методом тыка пробовал обрабатывать снимки.
Вадим Никифоров: Для фото - только Фотошоп и программа для перевода из сырого формата в jpg. Как и знакомство с большинством полезных в быту приспособлений - методом тыка, без инструкций, с ошибками. Постепенно, что-то в голове упорядочивалось, но все равно в итоге пришел к обучению по урокам с YouTube.
- Получали специальное художественное образование? Не кажется вам, что современность постепенно отторгает привычные каноны по искусству рисования, ретушированию. Вместо детального изучения по старым учебникам не соблазнительнее ли создать что-то свое, новое видение, используя мощь фантазии на полную?
Виктория Никифорова: В детстве я ходила в изобразительную школу. Жалею, что не закончила. Что касается канонов, то я все же за изучение классики и основ, это очень крепкий фундамент для развития. Я считаю, что сначала лучше выучить правила, чтобы лучше пользоваться исключениями. Возможно, у кого-то иная точка зрения. И она тоже имеет право существовать
Игорь Бурба: Лично я был той самой закалки старых учебников. Но, постоянно снимая, я вношу то, что становится новым в фотографии в плане стиля, образов. И мне нравится то, что фотография стала развиваться за последние 4 года.
Вадим Никифоров: Образования художественного нет. А то, может, уже умел бы нормально снимать. Все равно сначала бы освоиться в рамках того, как положено, а после этого уже начинать импровизировать - у большинства, мне кажется, что-то может начать получаться только при следовании этому алгоритму. Чтобы сразу вот так сразу без изучения букваря и подражания кому-то - это только при наличии какого-то сочетания качеств - скажем, при наличии таланта.
- Почему заинтересовались дигитальным искусством (DigitalArt)? Почему занялись фотоискусством? В каких сейчас направлениях работаете?
Фаина Харитонова: Фотография меня всегда интересовала. Еще в младших классах участвовала в фотографических конкурсах, и, не поверите, занимала призовые места! Не могу сказать, что меня натолкнуло на занятия фотосъемкой, но в самом начале, наверное, как и многие фотографы, я фотографировала бабочек, кузнечиков, траву перед домом, особенно хорошо получалась у меня трава. Наверное, поэтому, сейчас я фотографирую не движущиеся, застывшие предметы и людей.
Вадим Никифоров: Хотелось творчества и во время пребывания дома, а потом и втянулся. Касательно Digital, почему именно цифра, а не пленка? В этом вопрос? Потому что это куда проще и (в определенном смысле) возможности шире. Хотя, в определенном - уже. В любом случае, если пленка сейчас и оправдана, то только уже тогда, когда умеешь снимать шедевры, иначе посредственные фото будут дорого обходиться. Сейчас преимущественно снимаю портрет - после лет 7 пейзажа.
Игорь Бурба: Иногда я снимаю на пленку, правда не часто. В скором времени я хочу всё больше погрузиться в пленочную фотографию. Мне нравится как снимать фото, так и обрабатывать его. Направление, в котором я снимаю, очень сложно описать. Ванильный портрет, арт портрет, сюрреалистичная и экспериментальная фотография. Как-то так.
- Вадим, Виктория, как думаете, Photoshop в полной мере оправдывает звание главного графического редактора современности или его позиции уже пошатываются из-за конкурентов?
Вадим Никифоров: Фотошоп - на данный момент, однозначно, лидер. Что там дальше будет - посмотрим, да и какая разница, как программа называется, главное - чтобы возможности широкие давала.
Виктория Никифорова: Если честно сейчас так много всяких редакторов, что я даже затрудняюсь ответить. Думаю, что это лишь вопрос выбора, кому что больше нравится. Сама я пользуюсь фотошопом и очень довольна.
- Какое у вас отношение к приложениям вроде Instagram и фотофильтрам?
Виктория Никифорова: Я очень люблю Instagram, в нем черпаю вдохновение и конечно же много снимаю сама. Мне нравится тот факт, что фото может быть обработано и отправлено в сеть мгновенно. Во время поездки в Нью-Йорк я часто фотографировала именно на камеру мобильного телефона, тут же выкладывала в сеть снимки в реальном времени. Так мои друзья могли следить за моими приключениями и наслаждаться фотографиями. Так что - да, я за развитие всех этих приложений и использование фильтров в мобильной фотографии.
Вадим Никифоров: Для меня главное - то, что получаю удовольствие от процесса. Без этого для меня фотография не имеет смысла. Таким образом расходы, однозначно, оправдываются. Публиковать мгновенно в соц. сетях можно было бы и без наложения фильтров. А так - это возможность для кого-то и впрямь без лишних телодвижений улучшить снимок перед загрузкой в интернет, а для кого-то с полным отсутствием вкуса - просто возможность почувствовать себя обладателем того, чего у него нет.
Фаина Харитонова: Крайне редко использую фотофильтры в приложениях на телефоне. Это ухудшает качество первоначального снимка. Но активно использую комбинацию RAW + Lightroom + Photoshop.
Игорь Бурба: Фото с телефона — это просто фото с телефона. Инстаграм - это просто Инстаграм; по мне, к фотоискусству не имеет никакого отношения.
- Некоторые называют Instagram деградацией…
Виктория Аликина: Инстаграм - это скачек в эволюции техники и человека, в современном мире все происходит быстро, это коснулось и фотографии. Данное приложение никак не признак деградации, это лишь ресурс, а то, как им воспользуется человек - дело другое.
Фаина Харитонова: Не назвала бы Instagram деградацией человека. На этот вопрос у меня слишком неоднозначное мнение. С одной стороны, Instagram и Internet в целом созданы для упрощения жизни людей. С другой стороны, там горы информации. К примеру, я бы не узнала о Томми Флэнагоне без социальной сети Instagram. Instagram раскрывает кучу возможностей перед пользователем, в том числе и пиар, раскрутка.
Вадим Никифоров: С одной стороны - это просто инструмент для быстрой публикации снимков, но с другой - дополнительная привязка некоторых из тех, кто пользуются этим инструментом, к их телефонам и планшетам - посмотрите, сколько селфи сделано в туалетах общественных заведений. Так что мысли о методиках воздействия на общественность, ее оболванивании и превращении в бездумную массу небезосновательны. Впрочем, думаю, большинство желающих помаяться все равно найдут способ - есть у них такое средство или нет.
- Вадим, Фаина, вы согласитесь, что фотоискусство переродилась, изменилось само представление о нем, а вернее - оно расширилось, но в силу именно технологий?
Вадим Никифоров: Не думаю, что уместно употребление слова "расширилось". То, чем занимается большинство фотографов и я в том числе - это не искусство. Для искусства графические редакторы - не необходимость. Это если говорить о фотографии. Я бы отделил ее от, скажем так, Диджитал-арта. То, что человек делает со снимком или несколькими снимками при помощи компьютера - это уже по определению не фотография, но искусством, тем не менее, называть этот процесс и его результаты можно (если они находятся на достаточно высоком уровне, конечно же).
Фаина Харитонова: Да, не могу не согласиться. Но в современном обществе вновь стали популярны снимки, сделанные на пленку.
- Игорь, Вадим, вы часто сталкиваетесь с людьми, возомнившими себя мастерами обработки фотографий, картинок, но на деле, мягко говоря, далеки от этого?
Игорь Бурба: Очень часто, даже среди известных личностей, которые дают публичные мастер-классы. Люди часто рассматривают фотографию именно с коммерческой стороны, но не как творчество. И очень обидно, что люди ходят к неграмотным учителям не за знаниями, а за возможность поснимать НЮ или людей, одетых в свадебные платья, лишь бы "набить" портфолио.
Вадим Никифоров: Кто-то что-то думает о себе и своем творчестве, что-то о нем и его творчестве думает наблюдатель. Как определить, кто из них прав? И потом, опыт от субъективности суждений не избавляет. От нее ничто не избавляет. Загляните в какое-нибудь фото-сообщество в интернете - сплошные критики, поднимающие себе самооценку за чужой счет. Я практически не оцениваю чужие работы, если меня лично не просят.
- Какие цели вы преследуете при фотографировании? Выделяете что-то?
Виктория Аликина: Я развиваюсь, с годами мои предпочтения, цели и мотивы трансформируются, что, собственно, и отражается в моей жизни и творчестве. Я обожаю походы в горы, обожаю девственную и могучую природу, которая завораживает, от осознания силы которой роняешь слезы. Вместе с тем, я люблю фотографировать интересных людей, стараясь передать их индивидуальность, эмоции. Сейчас я уделяю огромное внимание цвету, я буквально помешана на сочетаниях, ведь это очень важно.
Фаина Харитонова: Да, Вы правильно подметили – преследую. Преследую, в первую очередь, композицию, место модели в кадре. Далее меня интересует эмоциональная составляющая – выражение лица модели. Затем – фокус. Используя мануальный объектив, я могу сфокусироваться на той детали, которую считаю важнейшей составляющей в композиции кадра.
Виктория Никифорова: Для меня очень многое важно, я рассматриваю создание снимка как технологичный процесс. Свои съемки я всегда продумываю, ищу средства для воплощения тех или иных замыслов. В самой фотографии для меня важны: передача идеи, атмосфера снимка и цвет, если это цветное изображение.
Вадим Никифоров: На первом месте стоит композиция, а затем уже все остальное, но не менее важное. А важно все Фотографию может испортить неправильный акцент, плохие цвета, ошибки в композиции, даже просто ошибка в экспозиции.
- Виктория, Вы согласитесь, что Photoshop стал практически иконой современного искусства, а вернее инструментом, позволяющим создавать без малого шедевры цифрового искусства?
Виктория Никифорова: Не совсем, для меня он лишь такой же инструмент, как и сама камера. Для шедевра нужно очень много составляющих.
- Фаина, приветствуете такое явление как “коммерческая фотография”, которое используется для рекламы товаров и услуг или деньги и фото – неправильное отношение?
Фаина Харитонова: «Коммерческой фотографией» пользуются более 90% людей, называющих себя фотографами. Почему бы не заработать на том, что ты любишь? Я в их число не вхожу. Для меня фотография – искусство. Взяв деньги за свою работу мои фотографии перестают быть искусством, т.к. 60-70% отснятого материала будет задумкой заказчика, а не моим видением. Из всего этого могу вытащить только 1-2 фото на всеобщее обозрение. Здесь много факторов влияния. К примеру, параллельно являясь журналистом, я, все-таки, не люблю общаться с людьми, особенно о деньгах. Это первая причина, почему я не устанавливаю фиксированную цену за свою работу. Искусство ради искусства – вот мое кредо
- Виктория, Вадим, есть ли какая-то вражда между художниками цифрового искусства и обычными художниками, предпочитающими полотно, краски и мольберт?
Виктория Никифорова: Затрудняюсь ответить. Мне кажется, наоборот, это очень перекликающиеся области, которые многое могут черпать друг у друга.
Вадим Никифоров: Не доводилось слышать об убийствах на этой почве. Могу только предположить, что кто-то из числа художников может принижать фотографию и то, что можно сделать при помощи графических редакторов, не принимая за искусство ничего кроме того, что написано на холсте, т.к. классика вообще во всех сферах часто превозносится. Но это все, опять же, мнения и оценки, а держать в руках кисть и стоять перед холстом может точно так же - каждый. Главное и там, и там - что получается в результате.
- Можно ли сделать вывод, что выставки фотографов (не имея в виду инсталляции) постепенно вырождаются, что гораздо легче поделиться своим искусством через приложения, которым пользуется почти весь мир?
Виктория Аликина: Проблема в том, что через интернет невозможно передать ту атмосферу выставочного зала, невозможно прочувствовать творения так, как воочию. Музеи и выставки бывают разные и нужно находить то, что интересно в первую очередь тебе, а не твоей прабабушке, например. А обыватель, испытывающий утомление от рутины, может успешно превратиться в ценителя, после таких походов на интересную выставку. Почему бы и нет.
Игорь Бурда: Никогда не участвовал в выставках, но как по мне, так они всегда будут и останутся нужными для людей. Намного приятнее смотреть фотографии, напечатанные в большом формате.
Фаина Харитонова: Не могу ответить однозначно – я выставляю свои фотографии только в социальных сетях, пока. Но полноценная выставка не помешала бы. И потом, мы не можем говорить о 100% населения – есть явные ценители искусства.
Вадим Никифоров: Ну, что у них появилась некая альтернатива - точно можно. Что оно приведет к тому, что необходимость в выставках полностью отпадет - не думаю. Только если люди вообще перестанут выходить в свет.
«Фотографировать — это значит задержать дыхание, когда все наши способности объединяются в погоне за ускользающей реальностью, и добытое таким образом изображение доставляет огромную физическую и интеллектуальную радость. Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.
Лично для меня фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить»
(с) Анри Картье-Брессон
Беседовал Дамир БИКЧУРИН
Авторы фото: см. при наведении курсором
Tags: Цифровое искусство