«Рома», 2018: Любовное письмо сильной женщине
Изящно снятый черно-белый претендент на «Оскар» с английскими субтитрами — это фильм Альфонсо Куарона «Рома». Куарон известен такими фильмами, как «Дети человеческие», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана». История рассказывает о молодой женщине по имени Клео, домашней прислуге и няне в молодой семье с четырьмя детьми, проживавшей в районе Рома в Мехико в 1971 году.
Любовное письмо женщинам
Этот фильм — «кусочек жизни», любовное письмо женщинам и празднование повседневной жизни среди шокирующих брошенных мужчин и женщин. Или, скорее, о женщинах, «оставленных наедине» с детьми, в то время как мужчины преследуют ложные идеалы и мечты. Но нет ничего скучного, ничего формального, ничего стереотипного в этом рассказе. Женщины устойчивы, женщины находчивы, женщины выживают, женщины — это клей, который скрепляет все вместе.
Ближе к фильму
Фильм разворачивается с мягким, почти полусонным ритмом — почти разворачивающимся в реальном времени — и мы очарованы широкими углами и длинными выстрелами благоустроенного дома, улиц, заполненных собаками и тряпичными оркестрами, полями, пляжами и где бы шумная семья ни оказывалась. Есть только три места, которые кажутся узкими и перегруженными: гараж, в который едва вписывается Ford Galaxy, кухня и помещение для прислуги. Вся мизансцена завораживает и захватывает более медленные темпы, а также более энергичное взаимодействие человека всего полвека назад.
В «Роме» нет музыки, только самые богатые и реалистичные окружающие звуки, которые вы когда-либо слышали в фильме. В столь большом количестве ролей чувствуется интимность и личность (ни один актер никогда не является опорой для этого режиссера), экран, кишащий жизнью, населенный, заполненный и подавленный. Невероятное внимание к деталям — не переоценивая ни одной детали, не будучи застенчивым, драгоценным, преждевременным. Есть много жизненных моментов, вызывающих хихиканье, которые, я уверена, вызвали сердечные смешки среди зрителей в кинотеатрах.
Если мы ждем, что произойдет что-то насильственное или навязчивое, мы будем ждать напрасно. Единственная интрига — таинственная заварка, когда папа уезжает в командировку и задерживается с возвращением.
Дети — люди
Есть одна неожиданная сцена продолжительной полносборной мужской наготы. Парень Клео выполняет жестокие приемы боевых искусств для нее, голый, как сойка. В фильме нет даже намека на женскую наготу. Почему это? Мне действительно интересно, имеет ли это отношение к фертильности. Все дети в фильме являются результатом того, что человек начинает новую жизнь ... но затем отсоединяется от своего собственного потомства (и, следовательно, от него самого).
Дети — это настоящие персонажи, у которых есть собственная жизнь, с возрастным диалогом и поведением, но, конечно, это 1971 год (устройства для цифровых носителей все испортили). Отношения матерей, бабушек и женщин, ухаживающих за детьми, с их потомством мужского и женского пола действительно органичны и освежают. Это также история о достоинстве детей, и ее легко можно было бы озаглавить: «Женщины и дети».
Жизнь изобилует как тихо, так и срочно произнесенными молитвами — упреждающая и рефлексивная реакция на стропы и стрелы возмутительного состояния.
Если вы читаете о жизни Куарона, становится очевидным, что «Рома» — это реконструированные отрывки из его недавнего прошлого в Мексике... Есть повторяющиеся побочные темы воды, самолетов, милитаризации/революции.
Время от времени мужчина пытается сделать фильм с точки зрения женщины, фильм, чтобы почтить опыт женщин, — и делает это правильно. Визуально потрясающая «Рома» — один из таких фильмов.
Регина СТАНИШЕВСКАЯ
Изображение: «Кинопоиск»