Поп-арт и «независимая группа»: лекция искусствоведа
28 апреля исследователь искусства второй половины ХХ века Луиза Низамова провела онлайн-лекцию о поп-арте. Она поведала о том, как поп-арт зарождался в Великобритании и получил широкое влияние в США, проследила историю движения – от первых выставок в Лондоне до основания Нью-Йоркской академии, а также рассказала, кто такие «независимая группа» и как они повлияли на поп-арт.
Поп-арт – сокращенно от «популярное искусство». Поп-арт, отметила Луиза Низамова, это художественный поток, в котором используются символы и визуальные стили, происходящие из популярных средств массовой информации, таких как газеты, телевидение, реклама и т.д.
Это движение, появившееся в начале 50-х годов, преимущественно в Лондоне, но к 60-м набравшее силу в Штатах. Хотя ранее существовали произведения искусства, напоминающие поп-арт, считается, что движение возникло из сообщества художников в Лондоне под названием «независимая группа».
Наиболее важные художники движения поп-арта в Лондоне – это Эдуардо Паолоцци и Ричард Гамильтон, которые были членами «независимой группы» с 1952 года до ее закрытия в 1955 году.
Как только движение распространилось в Штатах, такие художники, как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн внесли свой вклад в это движение, создавая произведения на основе уже существующих, либо отсылавших или пародировавших распространённые рекламные объявления.
Как отметила лектор, американскому поп-арту свойственен некоторый драматизм, в то время как британский поп-арт отличался большей юмористичностью и тонкостью.
Луиза Низамова рассказала о самых ярких и значимых представителях движения поп-арт и их произведениях, которые мы перечислим ниже.
Ричард Гамильтон:
Одно из нескольких произведений Ричарда Гамильтона называется «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1959 год.
В этой работе изображены явно сексуализированные мужские и женские фигуры, представляющие уже существующую склонность общества к сексуальной революции, которая произойдет позже, в 1960-х годах. Эти тела не только обозначают корни возможного социального движения, но также являются визуальным отображением желаемых ожиданий общества по отношению к человеческому телу и гендерным ролям: телосложение мужчины, демонстрирующее его силу и, следовательно, мужественность, и чрезмерно сексуальная и обнаженная домохозяйка, терпеливо ожидающая своего мужа на ее диване дома.
Рой Лихтенштейн:
Самое популярное произведение Роя Лихтенштейна – картина под названием «Тонущая Девушка», 1963 год.
Как понятно из названия, на картине изображена тонущая девушка. Зрителю показана только ее голова, ему остается только предполагать, что остальная часть тела девушки находится в воде, и она нуждается в помощи.
Девушка плачет, а мысленный «пузырь» в верхнем левом углу дает нам некоторое представление о том, что может ее беспокоить, но все еще есть много вопросов без ответа, которые вытекают из этого. Картина написана достаточно реалистично, а это значит, что зрителю довольно легко определить и посочувствовать эмоциям, которые может испытывать девушка.
Джаспер Джонс:
Впервые Джонс использовал мотив флага, который был результатом мечты художника, в 1954 году, когда ему было 24 года. Флаг был выставлен на первой персональной выставке Джонса в галерее Лео Кастелли в 1958 году, и теперь находится в MoMA в Нью-Йорке. С тех пор Джонс создал более ста флагов на различных носителях, разных размеров, в виде одного флага или в нескольких экземплярах, и изобразил его черно-белым, серым, апельсиновым и зеленым и традиционным красно-белым и синим.
Энди Уорхол:
Самая его известная работа – диптих «Мэрилин» 1962 года.
Энди Уорхол создал три портфолио для трафаретной печати Мэрилин Монро в 1967 году, через несколько лет после того, как актриса скончалась в 1962 году. Портфолио из десяти отпечатков на экранах было одним из первых, которые Уорхол напечатал и распространил через Factory Additions, Нью-Йорк. Для Уорхола Мэрилин была уже знакомой темой. Первоначально он начал изображать актрису именно в диптихе «Мэрилин» 1962 года, вскоре после ее смерти. Диптих «Мэрилин» – это шелкография, на которой представлено пятьдесят изображений актрисы, взятых из фильма «Ниагара» 1953 года.
Луиза Низамова рассказала, что основным источником вдохновения для поп-арта являются обычные предметы, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Бутылка с водой, стакан, мобильный телефон, что угодно может стать источником вдохновения для художника этого жанра. Она также подчеркнула, что поп-арт неполон без хорошего юмора. Ирония и сатира – вот два самых важных аспекта этого вида искусства.
Мулия ШУМАХЕР