1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Малая Родина – Россия: взгляд молодых российских фотографов через новую искренность

Дата: . Опубликовано в Визуальный салон

 sohey

В 2011 г. один из представителей и кураторов польского международного фестиваля фотографии сказал так: «В последнее время очень интересно смотреть на российскую фотографию, многие мировые критики, кураторы по фотографии и издательства уделяют внимание этому».

С 2000 года до настоящего момента, количество российских фотографов на международной арене – участников конкурсов, выставок и публикаций в знаменитых изданиях значительно возросло, но одновременно внутри России начали появляться различные события фотографической жизни: конкурсы, образовательные программы, школы, галереи, издательства и т.д. В наступившем новом тысячелетии наблюдается динамичное изменение социальной жизни в России, в фотографии так же явно наблюдаются некие прогрессивные явления.

Выделим некоторые тенденции в попытках фотографической репрезентации среди российских молодых авторов. Книга Игоря Старкова «Бурятия» представляет совершенно другой визуальный характер России по сравнению с произведениями, представляющими Россию как большую Родину. Старков поехал вместе с женой на ее Родину, в Бурятию и фотографировал родной город своей жены и ее родственников. Фотокадры Старкова спокойно изображают квартиру, в которой его жена выросла, площадку, где она играла в детстве, школу, в которую она ходила и ее родственников на их местах обитания. Родина, представленная в этой книге, выглядит очень компактно, и в ней не ощущается чем-то глобальным.

Ясуи Сохей – наш выпускник этого года. Шесть лет назад он приехал из Японии в Россию с желанием познать неведомую для него страну и ее культуру. Он уже имел высшее образование, поэтому был старше своих одногруппников. Но это было заметно не по его внешности. Это ощущалось после общения с ним. В этом молодом человеке есть уже какая-то жизненная мудрость, которая проглядывает, как нам видится, и в его фотографиях о России. Маленькая часть его фоторабот представлена здесь. Их сопровождает эссе – фрагмент его дипломной работы, которую он защитил в конце мая.

«Когда я показала книгу маме, она сказала: «Здорово, но кому это будет интересно?» Моя мама и другие местные жители привыкли, что для человека извне Бурятия – это, в первую очередь шаманы и дацаны, «таежная, озерная, степная», буузы и Байкал. Без этого не обходится не один фотоальбом о Бурятии; моя мама совсем не ожидала оказаться в качестве объекта съемки. Выяснилось, что мы с Игорем оба выросли в пятиэтажках, интерьеры наших квартир в чем-то схожи, а окружающие нас гопники есть в каждом населенном пункте России». (Старкова Д. из предисловия книги «Бурятия»)

QrhfTRB35kE

Старков в этой работе использует функцию «семейного альбома», в итоге через личную и индивидуальную жизнь возникает более естественный образ России, так как Старков находит именно эту типичность российской жизни, которую в принципе можно найти везде в России несмотря на разные местности, и пожалуй, на этот образ долгое время мало кто из фотографов обращал внимание, а он всегда был в любом семейном альбоме у каждой семьи.

Фотография по своему свойству принуждает фотографов работать с человеческой памятью. В начале XXвека в науке начали изучать «эйдетизм» , и этот понятие является одним из ключей, который может приблизиться к главному вопросу этой главы. Понятие эйдетизм доказывает, что человек элементарно имеет способность сохранять память вместе с визуальными картинами. Человек действительно часто вспоминает прошлое вместе с визуальным образом, и этим фактом объясняется, почему люди увлекаются создавать свои семейные альбомы, так как сохранить изображение по принципу «так оно и было» – самая основная функция фотографии.

6NWkcZW8m2w

Один интересный пример фотографической работы с памятью можно увидеть в проекте Юлии Бориссовой"TheFartherShore" (Другой берег). В этом проекте автор рассказывает историю о том, что в 30-х годах прошлого века на Волге при строительстве рыбинского и угличского водохранилищ было затоплено под водой 800 деревень, 3 города, 5 монастырей, сотни церквей и старых кладбищ. Автор, путешествуя по городам, которые только частично затоплены, фотографировал вид и жизнь тех местностей, имеющих историческое событие и трагичную память, но при этом то, как это есть в настоящий момент, используя специфический съемочный способ с мягкой тональностью и старые фотокарточки из прошлого времени. В книге автор подчёркивает: «Я не хочу сосредоточиться на основных событиях, которые произошли 70-80 лет назад. Я не хочу подчеркнуть чувство драмы, но просто обратить внимание на быстротечность жизни: может быть, наблюдение с этой точки зрения могло бы заставить нас посмотреть на сегодняшнюю ситуацию по-разному».

То есть, эта работа намерена рассказывать не только о прошлом, а во многом пытается показать отражение жизни настоящего времени с помощью осознания прошлого – этот подход можно наблюдать в произведениях кинорежиссера Андрея Тарковского.

u4kBvyJ45PY

Стоит отметить, что в современной российской фотографии появляется такая тенденция, и это чрезвычайно важно, так как объем работы не позволяет описать всех молодых российских фотографов, имеющих уникальность, но рассматривая многочисленные фотографические произведения молодых российских авторов: Дарьи Туминас, Никиты Пирагова, Яны Романовой, Марго Овчеренко, Ирины Юлиевой и многих других, которые за последние годы активно проявляют потрясающий талант в своем творчестве, можно заключить, что их общность заключается в том, что эти авторы пытаются фотографировать через свое собственное чувство и выразить личное переживание, которое дано в их поколение во взаимоотношении между их личностью, включающую в себя память с определенным визуальным характером (возможно даже кто-то из них родился не в Советском Союзе, а России и во всяком случае «советскость» не является самым главным образом их детства) и сегодняшнюю действительность – суть: новая искренность.

Возможно, эти новые авторы изначально не сосредоточиваются на том, чтобы снимать Россию как фотографический объект, но во многих случаях тот образ России, который время от времени обнаруживается благодаря фотографии нового поколения, имеет большую потенцию, чтобы расширить понимание сущности бытия этой уникальной страны, помогает нам критично заглянуть отражение данной действительности, и предлагает заново осознать свое существование.

Ясуи Сохей

Tags: фото