1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Невозвратно в новый век

Дата: . Опубликовано в Тема

Почему же выставка называется «9/0»? Главное — это slash между двумя цифрами. Он символизирует некоторую грань, которую мы переходим от и до. Конкретно здесь это переход от 1999 к 2000 году, к новому тысячелетию. В этот период хорошо чувствовались неизвестность, невозвратность в прошлое.

Всего 11 работ. Они номинально названы годами с 1990 по 2000. Есть символические цифры, отмечающие комнаты (room). Их 4, они расположены по диагонали, и, проходя через них, мы доходим до определённой комнаты, которую наблюдателям видеть более привычно. В других те же самые объекты, просто они интерпретируются немного иным путём.

Вообще, Саша Шардак работает в сфере дизайна, и, собственно, это стало его «медиумом», который ведёт его в искусство. Саша опирался, по его словам, на какой-то грубый, примитивный дизайн, который начал зарождаться в конце века. В то время как раз появились новые разные средства.

«Важно было найти какие-то символы, которые были близки. То есть, какая-то чёрная кожа, хромированный металл, стекло. Это всё было в обилие, а сейчас это уже ретро», — объясняет Саша Шардак.

901

В данной работе есть проекция того, что было очень много каких-то кругов, сфер, которые низкополигональные или многополигональные. Этот образ сквозил во многих дизайнах обложек музыкальных дисков, журналов. В данной работе вас встречает девушка со скриншота из клипа группы Antiloop песни In my mind. Она стала символом перехода в 1997 год в период такого «рейва», как погружение в себя. Героиня идет по городу, надевает очки, в которых отражается весь мир. В этой работе в очках отражается «9/0».

Алексей Масляев: «Те материалы, которые отправил Саша, действительно впечатлили. Потому что, во-первых, это был внушительный по объему документ, в котором были собраны, по сути, два ключевых блока, две сферы культуры, которые задавали такую сетку, матрицу референса и отсылок. Первый блок имеет отношение к кино, второй, соответственно, к музыке». 

«Событийная природа, как бы смена тысячелетий — это, действительно чрезвычайно любопытный момент времени, потому что это, пожалуй, исключение из правил, это событие, которое переживалось в моменте».

«Мир после того, как 1999 сменится на 2000, прежним уже не будет».

Саша Шардак: «Это мне было просто самому важно определить какое-то поле, что на меня влияет в тот момент. То есть, там порядка 15 кинофильмов. Они как бы может быть очень сомнительные по своему качеству, но для меня было важно, что там этот моментик проявился. То есть, здесь они в достаточной степени показали, что вот какой-то невозврат, какое-то отчуждение». (Фильмы: Дэвид Кроненберг — Existenz 1999 года, Йозеф Руснак — «Тринадцатый этаж» 1999 года, Кэтрин Бигелоу —«Странные дни» 1995 года, Габриэле Сальваторес — «Нирвана» 1997 года, Роберт Лонго — «Джонни Мнемоник» 1995 года).

902

В этой работе референсом у создателя был Hard Disk. Например, кассета, дискета — это всё-таки в 80-х ещё осталось, а уже позже появились всякие жесткие диски, которые вмещают в себя огромное количество информации.

903

Идея этой инсталляции: всё, людям дальше уже жить незачем, вот там уже можно и умереть (всё, что можно, уже изведали и попробовали). Два товарища, изображённые на работе — приём некоторой мемофикации. Они — это как раз таки «9/0», а в 2001 уже всё — новое время.

904

В данной инсталляции есть окно — расхожий образ будущего, как будто мы туда заглядываем. И вот этот киберпанковский розовый свет, он как бы светит снаружи сюда, потому что та реальность — она всё-таки воображаема где-то, а здесь мы находимся в настоящем.

Что касается материалов, из которых изготовлены работы: «У меня как бы только чёрно-белая плёнка. Я знал просто, что будет свет такой. Это я изначально уже определил. Есть в этом контрасте определённая напряжённость. То есть, этот оранжевый свет — он может немного токсичный. Да, глаз привыкает, конечно, к нему, но всё же. Голографическая пленка. То есть, берём диск, на нём есть лицензия, она переливается», — рассказывает Саша Шардак.

Та скорость, с которой окружающий мир менялся, невероятно возросла. Динамика жизни находилась в какой-то геометрической прогрессии. Всё время какой-то темп увеличивался. Соответственно, жизнь становилась более плотной и насыщенной, информации становилось с каждым днём всё больше и больше. И, безусловно, люди, привыкшие к другому ритму, к иному информационному потоку, не могли не испытывать чувство тревоги. С помощью дизайна Саша как раз пытается передать эти чувства, это беспокойство. В выставке предметный мир, превращенный в определенную знаковую систему. И вот этот переход от предмета к знаку в том числе может быть проассоциирован нами, как зрителями, с цифровизацией и компьютеризацией культуры. 

Музыкальное сопровождение выставки очень важно. Марк Грибоедов –— автор «Калашниковой позиции», эта часть связана с музыкой. «Определённые звуковые обрывки дают отсылки на то, как это когда-то было. В музыке присутствуют какие-то существующие звуки, которые из популярных песен, композиций, треков, а также несуществующие, которые создавались наподобие того, что было в то время. То есть, это всё так переплетено, как во сне, поэтому есть ощущение, что непонятно, было это где-то или не было», — поясняет Марк Грибоедов.

Алексей Масляев: «Сегодняшнее общество утратило образ будущего, что нет никакого горизонта, который бы объединял наше коллективное стремление. Вот мы двигаемся к какому-то общему представлению о мире, и, соответственно, наши индивидуальные и коллективные действия направлены на то, чтобы образ состоялся. Теоретики и исследователи говорят, что этого образа сегодня нет. У каждого из нас, безусловно, есть свои планы на будущее, но это измерение индивидуальных усилий. Образа будущего, как представления о мире, его некоторой целостности не существует, потому что мы утратили способность со своим прошлым работать. Мы утратили критерии, которые позволяли бы нам говорить, что в прошлом было важно, а что нет. И вот как раз цифровизация и компьютеризация культуры, с которыми выставка Саши непосредственно сопряжена находит определенный образный эквивалент этому процессу».

Яна КОРЧАГИНА

Фото автора