Кто живет у вас в подвале?
20 августа будет ровно год, как в Москве произошёл несчастный случай: гид и два десятка человек вместе с ним отправились на экскурсию по подземной столице и пропали без вести. За следующие два дня поисковыми отрядами было обнаружено восемь трупов — погибшим не посчастливилось в ливень оказаться закрытом коллекторе. Эта история навела шуму, но она – лишь капля в том море, что окружает такое явление, как диггерство. А что если мы скажем, будто в подвалах ваших многоэтажек шумят не крысы, а самые настоящие люди? Кто это и с какими опасностями они сталкиваются каждый день? Об этом и многом другом читайте в нашем материале.
Их называют диггеры
Один из почитателей диггерства нам написал: «Единственная аномалия, которая есть под землёй — это диггеры». Неудивительно — для непосвященных это люди в странных одеждах, которые бегают по нелюдимым тоннелям метро и дренажным коллекторам, плавают в подземных реках или, на худой конец, в канализационных лужах.
Если же копнуть глубже, то станет ясно, что диггерство — целая городская субкультура, адепты которой адреналина ради исследуют подземный мир наших городов. Онв находится наравне с такими субкультурами как зацепинг, руфинг, сталкерство и прочими явлениями, внутри которых уважают всяческое гнильё, старьё и урбанистику.
Диггерство для безнадежных романтиков — попытка обывателя увидеть нечто больше, чем серые стены поверхности. Для более предприимчивых личностей это способ заработать — чего только стоят найденные экспонаты в катакомбах и подвалах исторических зданий.
Мы поговорили с профессиональным диггером — Димой, проживающем в Казани. Парень поделился своими знаниями о субкультуре, полученными на собственном опыте.
— А что насчет вещей? Мы слышали, что диггеры стараются не забирать их с собой из исследуемых мест.
— Чушь. Мы регулярно выносим хабар с вылазок (прим.: хабар — трофеи, всё то, что найдётся во время вылазки; обычно это противогазы, фильтры для них, маленькие аптечки, книжки и даже настенные плакаты).
Грустный кочевой народ
Одна из особенностей диггеров, которую выделил Дима — их скрытность: «Диггеры невероятно скрытный народ. Они терпеть не могут утечки информации о себе, а особенно о местах, куда они лазают. Костьми лягут, но координаты объектов не выдадут».
И действительно, эту деталь можно отметить, лишь взглянув на их закрытые чаты в Telegram. Чтобы попасть в одну из таких сомнительных тусовок, нужно пройти испытания чуть ли не огнем, льдом и медными трубами (про трубы тут даже не идиома). С будущим культистом проводят интервью: требуются фото и адреса с «залаза», годы опыта, название региона и возраст новобранца. К сожалению, попасть в эту секцию внеурочной деятельности у нашего журналиста не вышло — опыта маловато, но эта досадная неприятность не помешала нам ознакомиться с диггерским контингентом.
Как оказалось, ребята эти педантичны и не терпят отклонений от темы чата. Это прописано в его многочисленных правилах, и судя по тому, что в диалогах мы не увидели ничего, что касалось бы отстраненного от диггерства дела, то нарушать их никто не стремится.
Сообщения из их беседы переслать невозможно, равно как и понять, о чем они разговаривают. Создается впечатление, что за годы существования субкультуры, у ее приверженцев сложился свой язык, состоящий из сочетания специфических терминов пожилого механика и подросткового сленга, на котором они и общаются.
Также примечательно, что у диггеров полно «барахолок», где они пытаются сбыть с рук найденные в очередном походе трофеи и купить недостающие гаджеты или инструменты.
Можно сделать вывод, что у диггеров давно и прочно образовалась своя экосистема в социальных сетях, в которую не пускают посторонних и внутри которой никто не раскрывает свое инкогнито.
А что с законом?
Что касается закона, то стоит отметить, что диггерство — это занятие, балансирующее на его грани. Лишь единицы людей, кроме, естественно, спелеологов, могут заниматься им официально. Для остальных же существует уголовная и административная ответственность. Стоит ли модная прогулка по подземелью пяти лет жизни в тюрьме? Мы ответим — ни в коем разе, опытный любитель канализаций скажет — да: «Намного интересней исследовать места, что находятся под охраной. Хотя, что удивительно, порой так легко проникнуть на охраняемый объект. У некоторых диггеров бывали случаи, что они пробирались в какое-либо место и на территории не было никакой реакции на это».
От открывателей тайн подземелий столиц до простых экстремалов: как изменилось диггерство за последние 30 лет?
Пару десятилетий назад слово «диггер» в крупных городах России звучало гордо. Диггеры, рассказывающие о тайнах подземелий столицы, были любимцами публики и СМИ. Сейчас же о диггерстве мало кто знает — дело в потере интереса зрителей или смене поколения покорителей подземных ходов?
Сначала ответ на вопрос — куда делись диггеры — казался очевидным: в отличие от девяностых на подземных объектах стало лазить сложнее: и видеокамеры, и немедленное реагирование, и распознавание лиц. Цена риска стала высока, а вероятность попасться — еще выше.
Но существует куда более глубокая причина: в самом движении уже довольно давно произошли заметные изменения. Понятие диггерство в нынешнее время стало подразумевать не людей, интересующихся историей подземных объектов, а тех, кто просто ищет экстрим. Среди молодежи осталось не так много истинных ценителей истории подземелья.
— Что вас привлекает в диггерстве и почему вы решили заняться исследованием подземных туннелей и заброшенных объектов?
— Чистый интерес, который со мной еще с детства, вот и все. Будучи ребенком, всегда нравилось лазать по заброшкам с друзьями, исследовать всякие места, куда обычно люди не ходят. Я стал старше, а интересы не изменились. Да еще и любопытство свою играет роль. Хочется знать больше, чем другие.
В одних пылает интерес к истории, другими движет жажда экстрима подземелий — именно поэтому диггерство уже не будет таким «крутым» занятием, как было раньше. Сегодня диггерство по-прежнему живет, но атмосферы той романтизированности, какую оно получило в 90-х, уже нет. Совсем немногие диггеры нового поколения смогут причислить себя к основателям диггерства в России, ищущих фантастические реликвии прошлого.
Елизавета КОПЫЛОВА
Марина БАХМАТ
Заглавная фотография: Unsplash.com // Joy Real
Вторая, третья и пятая фотографии из личного архива Дмитрия
Четвертая фотография: Елизавета Копылова