«Актёрская профессия не про славу, ты обретаешь новый дом в театре» — выпускница театрального училища о профессии актёра
Учебный год подошёл к концу, и для выпускников начинается пора экзаменов и поступления. Кто-то уже определился со своим путём, другие испытывают сомнения и не знают, что именно им выбрать. Евгения Фролова — выпускница Казанского театрального училища — расскажет о поступлении в театральный, учёбе на актёрской специальности и гордой профессии актёра.
— Давай вернёмся в прошлое. Расскажи, как проходило именно твоё поступление?
— Я готовилась на подготовительных курсах при том же училище. Я выбрала себе программу изначально, а преподаватель дополнял её теми произведениями, которые, на его взгляд, мне подходили по темпераменту. Мы учились их читать, изучали биографию авторов, учились расставлять интонационные акценты.
Поступление состояло из трёх туров. Все они проходили в разные дни, друг за дружкой. В первом этапе надо было рассказать стихи, басни и отрывки из прозы. Пока ты рассказываешь, преподаватели слушают твой тембр, выявляют дефекты речи, слушают, как ты понимаешь смысл произведений, считывают умения передавать переживания, настроения. Если у тебя недостаточно произведений в арсенале, то, возможно, преподавателям будет этого мало, они вряд ли увидят твои лучшие актёрские качества.
Я зашла в аудиторию вместе с другими людьми — мы делились на пятёрки — и нас спрашивали вне очередности. Не было какой-то последовательности в программе, комиссия спрашивала то, что хотела. Могли спросить басню, а стих не спросить, как было у меня. Басню я начала читать, но на первой строчке меня остановили. Прозу я прочла всю, но, по моим ощущениям, комиссия меня не слушала. У меня был монолог Катерины из «Грозы» Островского. Программа должна была быть как можно более развёрнутой, чтобы у комиссии была возможность увидеть тебя с разных сторон, как ты проявляешь эмоции в разных ситуациях.
Во втором этапе проявляется креативность, потому что ты выбираешь песню и танец. В танце важна эмоциональная выразительность. Проверяется механика тела, есть ли у тебя зажимы. В пении просто проверяется, умеешь ли ты петь, как поставлен твой голос. Я спела очень плохо, хотя у меня развит голос. Я переволновалась, и мне сказали расслабиться и спеть песенку про друзей — «От улыбки». А я её не знала! Это была импровизация, преподаватели просто смотрели, как я выкручусь. Они крутят тобой, как хотят, ставят в неожиданные положения, а ты должен справиться.
А третьего этапа у меня не было. Других моих однокурсников — будущих — созывали в аудиторию. Задания не были известны, у всех они были разными: одного попросили показать хрустального слона, кому-то сказали: «Удиви». Меня просто не позвали. Этот этап, скорей, предназначен для того, чтобы развеять сомнения мастеров: кого брать, а кого нет.
— На какие неочевидные вещи комиссия обращает внимание во время вступительных испытаний?
— Это зависит от мастера. Они заранее знают, какие спектакли будут играть студенты. И если ты, будучи классным и талантливым, не оправдал их ожиданий, тебя могут не взять, потому что ты можешь не подходить по темпераменту, харизме. Либо по тебе видно, что ты не хочешь работать. Комиссия задаёт вопросы: «Зачем вы поступаете?», «Хотите ли вы работать в театре?». И здесь не стоит отвечать: «Хочу стать известным». Актёрская профессия не про славу, ты обретаешь новый дом в театре. И ты работаешь ради его благополучия, ради искусства.
— Правда ли, что в театральном юноши ценятся больше, чем девушки?
— Да. Есть стереотипное общественное мнение: актёрство не для мужчин. Если парень харизматичный, талантливый, общество всё равно говорит ему идти на завод, потому что он мужчина. Кто-то поддаётся этому мнению и не поступает в театральный, боясь осуждения. Поэтому, когда мальчики приходят в театральное, то становятся «предметом восхищения»
— Чтобы стать актёром, нужны ли какие-то врождённые таланты?
— Я вообще не считаю, что есть какие-то врождённые таланты. Талант — это навык, который приобретается именно с опытом. Если у тебя есть предрасположенность к чему-либо, то нужно это развивать. Всё зависит от стремления человека к чему-то, от его окружения, воспитания. Никаких врождённых талантов нет, ничего, кроме стремления заниматься актёрством, не поможет поступить. Если ты ходил в специальные кружки, ты сам по себе человек весёлый, инициативный, целеустремлённый, то всё у тебя получится.
— А какой человек точно не сможет стать актёром?
— Тот, кто боится проявляться, не умеет доносить свою мысль чётко и грамотно, имеет много зажимов. У которого от страха просто ослабел голос, а тело не слушается.
— На твой взгляд, в театральное училище стоит поступать уже после 9 класса или лучше остаться до 11 и поступить в театральный вуз?
— Всё зависит от заведения. Моё училище считается классным, потому что наш преподавательский состав не уступает ГИТИСу. И когда мои однокурсники, будучи людьми со средним образованием, идут в ГИТИС, им говорят: «Зачем? У вас и так отличное образование». Информация везде одна, вопрос в том, как именно тебе её подают, кто твой мастер и знаешь ли ты преподавательский состав. Если ты понимаешь, что эти люди дадут тебе то, что нужно, то без разницы, училище это или вуз.
— К чему должен быть готов студент театрального?
— К работе. Отлынивать не получится. Тебя будут постоянно нагружать работой, и если ты с ней не справляешься, то лучше сразу уходи. Надо всегда оставаться инициативным, брать всё больше и больше работы, чтобы показать себя со всех сторон и научиться всему.
— Какие навыки можно приобрести за время учёбы в театральном?
— Лично я научилась преподносить себя, слушать своё тело, контролировать его. Я научилась правильно дышать и направлять свой голос, контролировать его, чтобы увлечь слушателей и скрасить беседу. У меня прокачались внимание и воображение. Помимо этого, я научилась ответственности: в коллективе, за своё поведение. У меня есть обязательство вносить вклад в спектакль, в нашу общую работу, и я должна его выполнить, несмотря ни на что.
— Как именно преподаватели раскрывают потенциал студентов?
— Один из мастеров сказал, что ничего во мне не видит. Среди прочих студентов выделял меня как ни на что не годную. Но мастер, с которым я работала дольше всего, развивал во мне все самые лучшие качества и всячески поддерживал. Он не давал мне опустить руки, раскрывал потенциал за счёт моральной поддержки.
— Во время учёбы у тебя наверняка было много практики. Можешь рассказать, как именно она проходила?
— У меня два образования. Первое — педагогическое — мы практиковали в работе с детьми. А актёрское мы практиковали, ставя спектакль в детском лагере. С третьего курса начали постановку спектаклей в учебном театре. Работали, как профессиональные актёры. Сначала читка, потом люди выбираются на роль (выбираются по типажу), выход на сценическую площадку со знанием текста и пониманием биографии своего персонажа и его развития в течение сюжета. Произведение выбирает мастер. Репетиции проходят сначала на малой сцене училища, чтобы раскидать по мизансценам, по последовательности действий. Потом мы изучаем новую площадку в учебном театре и всё, что подготовили в училище, переносим на новую сцену. Репетируем со светом, музыкальным сопровождением. Во время каждой репетиции мастер даёт новые комментарии, советы. Иногда собираемся с однокурсниками вне училища ради инициативных репетиций.
— С какими трудностями ты столкнулась во время учёбы в театральном?
— Именно мне было тяжело адаптироваться в коллективе. Каждый хочет превознести себя над другими. Конкуренции никакой нет, потому что мастер заведомо знает, кто какую роль будет исполнять, но однокурсники часто подавляют твой моральный дух, пытаются тебя принизить, распускают сплетни, ни во что не ставят. Ещё не став актёрами, они ведут себя высокомерно, кичатся своим талантом, хотя мы все на одинаковых условиях. Да, кто-то работает больше, кто-то — меньше, но это не даёт тебе права унижать человека. Изначально было заявлено, что мы все одна большая дружная семья, а потом оказывается, что в этом нет никакой искренности, а поддержки ты не дождёшься, если не состоишь с кем-то в компании, не соглашаешься топить другого. Я такими вещами не занималась, поэтому стала крайней.
— А как ты справилась с этим?
— Я поняла, что должна работать и исполнять свой студенческий долг. У нас есть ответственность перед своим делом, личностные взаимоотношения не должны на это влиять, поэтому мы улыбаемся друг другу в лицо, прекрасно понимая, что это неискренне. Однокурсники сплетничают за спиной, но, пока негатив не льётся в мою сторону, мне спокойно.
— Ты не жалеешь, что выбрала театральный?
— Я не жалею, потому что это опыт, это навык. Я всё ещё люблю искусство, а сцена меня вдохновляет.
— Расскажи о своих дальнейших планах. Ты планируешь работать по профессии?
— У меня была детская мечта стать актрисой, но такие мечты временные. Ты вырастаешь, переосознаёшь свои мечты, меняешь их. Но если время уже потрачено, то все полученные навыки и опыт надо направлять в ту сферу, которая важна и нужна тебе сейчас.
Я бы хотела работать в театре, но я зависима от коллектива. Если он будет меня не устраивать и повторится пройденная история в училище, то я не хочу так работать. Я не хочу, чтобы искусство было омрачено негативом со стороны коллег. Я бы могла заниматься преподаванием, чтобы делиться с амбициозными ребятами профессиональными навыками, но вряд ли я буду заниматься этим большую часть своей жизни. Опыт и умения, приобретённые в училище, пригождаются мне в другом искусстве — в писательстве.
— Получается, актёрские навыки могут использоваться в других сферах искусства?
— Да. Я беру от четырёх лет обучения всё, не считаю, что это было зря, всё-таки я человек разносторонний. Благодаря своим знаниям я передаю атмосферу в книге, разносторонне описываю и раскрываю эмоции героев, понимаю, как чувства воздействуют на тело и голос. В моём тексте есть театральная грандиозность. Я умею раскрывать прошлое героев и их мотивацию, понимаю их путь. Главное, научиться правильно пользоваться приобретёнными умениями, направлять их в нужную стезю и найти себя.
Марина ЗУЙКОВА
Фото из личного архива Евгении Фроловой