1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«Моя любовь была похожа на культ…»: история двухсотлетней давности

Дата: . Опубликовано в Студпроект

 

Наверняка вам приходилось в рамках курса литературы выполнять различные творческие задания. Мне тоже было предложено написать подобную работу в одном из жанров журналистики. Я выбрала роман Бенжамена Констана «Адольф» и формат телевизионного ток-шоу. Вот что получилось.

- Добрый вечер, дорогие телезрители! Вы смотрите программу «Сквозь годы», и я ее ведущая Мария. Сегодня мы попробуем приподнять завесу над тем, что происходило около двухсот лет назад (с 1794 по 1811 года) в автобиографическом романе Бенжамена Констана «Адольф». Но для начала мы познакомимся с нашими приглашенными гостями. Встречаем известную телеведущую Аполлинарию, журналиста, публициста Александру Аполлонову, актера театра и кино Дмитрия Медуна и семейного психолога Тамару Яковлеву.

- А сейчас давайте мысленно перенесемся во Францию 1816 года, когда предметом устных и печатных обсуждений становится только что опубликованный роман о любви «Адольф». Ни для кого не секрет, что именно это произведение особняком стоит в творчестве Констана. Во-первых, в нем достаточно сильно вымышленное начало: подобной истории в жизни автора не происходило. Хотя описанные любовные отношения Адольфа и польки Элеоноры, при всех несовпадениях с реальной жизнью, соотносятся с историей любви самого Констана и Жермены де Сталь. Их связь длится ровно в тоже время, что и в романе, и также сопровождается периодическими ссорами и размолвками. Дневники Констана свидетельствуют о том, что его личные психологические наблюдения нашли отражение в книге. Однако между романом и жизнью есть существенные различия: Констан за годы своего увлечения мадам де Сталь успевает влюбиться в других женщин и даже вступить в брак с Шарлоттой Гарденберг. Во-вторых, в отличие от других автобиографических сочинений Констана, которые долгое время остаются неопубликованными, «Адольф» был опубликован еще при жизни автора - в 1816 году. И наконец, самое важное для нас обстоятельство - этот роман достаточно быстро становится фактом не только французской, но и русской литературы. Более того, русские читатели (а именно литераторы пушкинского круга) оценивают  роман раньше французских. Современный исследователь Paul Delbouille пишет: «В год смерти Констана «Адольф» успел сделать лишь несколько робких шагов по дороге славы. [...] Потребовалось не меньше полувека, чтобы роман обрел свою истинную публику». И об этом говорят реальные цифры: издания 1820-х годов во Франции продаются плохо, с 1831 по 1840 год выходит всего одно издание, 1839 год становится, по мнению французских комментаторов, годом «воскрешения» романа после почти полного забвения. В то время как в России 1831 год, благодаря стараниям Пушкина и Вяземского, является пиком интереса к роману «Адольф».

Думаю, напоминать сюжет не стоит. Давайте сразу приступим к обсуждению этого романа. Аполлинария, как Вы думаете, что побудило 22-летнего юношу обратить внимание на женщину «уже не первой молодости», любовницу его знакомого графа П., наконец, мать двоих детей – Элеонору?

- Знаете, я несколько раз перечитывала эту книгу, чтобы до конца разобраться в мотивах поведения Адольфа и Элеоноры. Вот насколько мне показались сложными психологическая картина и любовные перипетии в романе! Но зато теперь я четко представляю себе всю ситуацию, которая развернулась между ними. Так, Адольф - довольно сложный герой. Я полагаю, что в детстве он недополучил ни родительской ласки, ни тепла, ни заботы, ни, тем более, любви, в которых так нуждается человек абсолютно в любом возрасте. Если вспомнить, мать Адольфа умерла рано. А отец, от природы застенчивый, сдержанный, спокойный, едва ли мог проявить свои истинные чувства по отношению к сыну. Поэтому неудивительно, что наш герой мастерски скрывает все переживания от людских глаз, в одиночестве создает планы на будущее, в осуществлении которых рассчитывает исключительно на себя, а помощь от других воспринимает не что иное, как очередную помеху или препятствие. И что же происходит после знакомства с Элеонорой. Сначала он ведет себя, как и прежде: холодно и беспристрастно наблюдает за ней. Но потом обычное наблюдение сменяет увлечение. Причем не ею, как представительницей слабого пола, а идеей, связанной с покорением ее женского сердца. Здесь в большей степени проявляется его охотничья натура, которая жаждет наживы в виде заполучения подобной жертвы. Это явный пример неукротимого мужского эгоизма. Хотя, конечно, изначально Адольф скрывает эти мотивы, убеждая и себя, и читателей в подлинности возникших к Элеоноре чувств. И вот он уже со всей серьезностью рассуждает о любви, которая словно по волшебству озарила его жизнь. Он ни капли не сомневается, что объект его дум никем еще не был так любим. «Моя любовь была похожа на культ», - делится с нами герой. И завершилось это божественное поклонение тем, что женщина ему покорилась.

- Спасибо, Аполлинария. Мы поняли Вашу позицию по этому вопросу. А что же касается самой героини – Элеоноры: как Вы, уважаемые гости, оцениваете поведение женщины в этом романе?

- Мария, можно в этом случае отвечу я?

- Да, Дмитрий, конечно. Нам будет интересно узнать, как видит эту ситуацию мужчина.

- Не буду кривить душой, мне не понравился поступок Элеоноры, которая перечеркнула все свое прошлое, бросила детей, их отца и убежала с каким-то юнцом. Не зря Адольф подмечает, что с ним она стала печальной. Это при ее некогда страстной натуре, благодаря которой она вела торопливую, беспокойную и тревожную жизнь. После этого ее жалели, потому что она так и не смогла пробудить в своем любовнике почитание к женщинам и создать с ним полноценную семью. Уверен, мужчина охотно бы согласился стать ее законным супругом. Но при этом ее не уважали, что, я думаю, в данной ситуации вполне очевидно. Я согласен с обществом, которое на тот момент отвергло ее: легкомыслие и непостоянство и в настоящее время рьяно осуждается. Хотя я припоминаю, как во время прочтения романа мне казалось, что эти женщины с безупречной репутацией втайне даже завидовали такому смелому поступку: им же, напротив, приходилось всегда оставаться добропорядочными мадам и мадмуазель. Тем не менее, я нисколько не оправдываю Элеонору.

- Спасибо, Дмитрий. Интересная картина у нас вырисовывается: гости разделились на два лагеря. С одной стороны, Аполлинария выступает против поступка мужчины, а с другой Дмитрий – против поступка женщины.

Давайте попробуем вспомнить совместную жизнь наших героев в Канаде, в маленьком городке Чехии. Адольф и Элеонора вместе: казалось бы, что еще нужно для полноценного счастья, и ни к такому ли финалу обычно стремятся влюбленные. Но их любовная лодка натыкается на морские рифы и вследствие этого тонет. Как вы думаете, каковы причины подобного исхода? Александра, на этот раз хотелось бы узнать Ваше мнение.

- Это мои самые любимые главы в романе. Перед отъездом Элеонора произносит слова о том, что Адольф ошибается сам в себе. Он жертвует собой не ради любви, а из-за сострадания: слишком много положила женщина на алтарь своей любви. Но только после этого герой окончательно признается, что их узы должны быть порваны. Для него они стали тяжкими, для нее - вредными. Он понял, что пришла пора начать деятельную жизнь, «найти благородное приложение своим способностям». Адольф решился на откроенный разговор с Элеонорой, в котором его тайна была наконец-таки открыта: «любовь, этот экстаз чувств, невольное опьянение и забвение всех интересов» - ничего такого у него больше нет. Далее женщина падает без чувств от подобного признания, а мужчина вмиг забирает все свои слова назад. Я не понимаю, как такое возможно.

- Возможно, если мужчина - слабак! А я полагаю, что он именно таков. И женщину измучил, и сам мучился. Это не любовь, а сплошное недоразумение!

- Не горячитесь, Аполлинария. Мы в этой программе не ищем правых или виноватых. Мы пытаемся полностью погрузиться в историю двухсотлетней давности и проанализировать ее с разных точек зрения, чтобы прийти к достаточно объективному выводу.

- Хорошо, Мария. Буду сдерживать эмоции, хотя сделать это очень непросто. Мне героиню жалко чисто по-женски, по-человечески, если хотите. Жалко, и точка.

- Дмитрий, остались ли Вы противником Элеоноры после прочтения этих глав?

- Описание их совместной жизни я тоже счел самым интересным моментом в романе. Но я не могу сказать, что мое представление об Элеоноре, как о легкомысленной и, не побоюсь этого слова, распутной женщине, сменилось на милость. Как раз наоборот, оно только укрепилось во мне. В подтверждение предлагаю углубиться в эпизод, рассказанный моим оппонентом Александрой: у меня сложилось впечатление, что все выступающие твердо встали на защиту героини. Я же подчеркиваю, что ровно также не восторгаюсь поступками Адольфа. Так вот, перед тем, как наш главный герой решается на столь откровенный разговор с Элеонорой, он признается в первую очередь себе, что является  «единственным препятствием для того, чтобы она вернулась к подобающей  ей  жизни  и  нашла то уважение, которое в свете рано или поздно следует за  богатством». Кроме того, он осознавал себя единственной преградой между ней и ее детьми. И наконец, последовало то роковое признание, приведшее Элеонору к потере сознания. Хотя в данном случае стоит отдать должное Адольфу: он делает женщину свободной, ничем не обязанной, предоставляет ей выбор и пытается наставить на путь истинный, с которого, правда, сам же ее и сбил. Но как поступает героиня: она буквально метает гром и молнию, бросает гневные слова. И герою приходится закончить весь этот кошмар – забрать свое признание обратно. Но я затронул этот эпизод к тому, что Элеонора в очередной раз отказывается от своих детей. Она выбирает человека, который, глядя ей в глаза, со всей ответственностью говорит о своих остывших чувствах и ушедшей любви. Еще один эпизод, который вызывает у меня недоумение: Элеонора просит свою подругу поговорить с Адольфом, чтобы та выведала у него некую тайну. Тем самым, она вмешивает в их личные отношения совершенно постороннего для Адольфа человека, который к тому же оправдывает его поведение и моментально наживает в лице Элеоноры врага. Эта ситуация также показывает героиню не с лучшей стороны: она своевольная, даже эмансипированная, довольно эгоистичная натура, бросившая своих детей на произвол судьбы и сбежавшая с мужчиной только ради собственного счастья. Я думаю, она боится признаться самой себе, что Адольф по отношению к ней испытывает лишь симпатию, преданность и даже жалость, но никак не любовь. Не зря отец Адольфа подмечает в письме: «Уже не вы, а она является вашей покровительницей».

- Спасибо, Дмитрий, за такой развернутый ответ. Думаю, пришла пора подытожить нашу сегодняшнюю беседу. И мне бы хотелось, чтобы в заключении выступила Тамара. Как Вы видите отношения Адольфа и Элеоноры в романе с позиции семейного психолога?

- Я имела прекрасную возможность выслушать две противоположные позиции и сделать свой вывод. Для начала хотелось бы отметить, что не бывает одностороннего конфликта. Так, сначала могут поступить упреки от одного партнера из-за какого-нибудь недовольства, а затем последует ответная реакция другого. В данном случае этим упреком стала тайна, в сокрытии которой Элеонора обвиняла Адольфа. Также она добавляла, что одна на свете, нет ни единого существа, которое бы поняло ее. На что Адольф отреагировал, хотя и не сразу…Его упрек последовал чуть позже. Он признался, что ради нее покинул свою страну и семью, огорчил отца, отказался от славы, почестей и радости. На этом круг замкнулся, и наступило неизбежное разрешение событий – расставание героев. И уже становится не важно, смерть этому способствовала или нет. Что же касается правых или виноватых, то стоит подчеркнуть, что в их отношениях отличились обе стороны. Здесь много уже было сказано по поводу поведения Адольфа и Элеоноры в тех или иных ситуациях. Поэтому, думаю, повторяться не имеет смысла. Но если все объединить, то получится довольно простая схема: Элеонора поддается соблазнам Адольфа в силу своей женской слабости, а он после этого теряет к ней всякий интерес. Причем оба до конца боятся признаться, прежде всего, самим себе в истинности своих помыслов и догадок. И от этого неимоверно страдают. А зря! Если бы наши герои были по-настоящему искренними друг с другом, то, скорее всего, многое можно было избежать. Таким образом, в романе показано, к чему приводит затаившаяся ложь между влюбленными, как любовь растворяется в равнодушии и жалости, страсть сменяет холодность, а уважение – раздражение.

- Спасибо, уважаемые гости за активное участие в обсуждении романа Бенжамена Констана «Адольф». Хочется завершить нашу с вами беседу известными строчками из поэмы Александра Пушкина «Евгений Онегин»:

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Мария Марзан