Креатив всему голова
Каждый день мы используем все больше неологизмов: селфи, чекин, монопад, айклауд. Использование иностранных гаджетов, обогатило наш язык новыми словами, которые поймет каждый школьник, но не любая бабушка оценит. Пока наше пожилое поколение пытается понять, что такое вай-фай, приговаривая «ай-яй», наш не совсем молодой, но и еще не старый врио президента Татарстана Рустам Минниханов продвигает в массы уже не новое, но и не наше слово – «креатив», используя его в самых различных формулировках: и креативная идея, и креативный класс. А вот недавно сделал модным и обсуждаемым понятие «креативная индустрия».
11 апреля в ИТ-парке на открытии международной конференции «CalvertForum» в Казани Рустам Минниханов произнес словосочетание «креативная индустрия» не один раз. Именно в этот день после завершения пленарного заседания, на котором обсуждались пути развития постиндустриальной экономики и возможности объединения творческих инициатив в успешную конкурентоспособную индустрию, Минниханов пришел к выводу, что молодежь Татарстана готова стать той самой «креативной индустрией». По его словам, на сегодняшний день в республике выросло новое поколение образованных людей, которое не хотят быть простыми потребителями. Они хотят быть так называемыми создателями. А для этого им как минимум необходимо пространство. Про одно такое уже существующее - Центр современной культуры «Смена» - врио президента вспомнил, говоря о планах создать и развить подобные проекты, чтобы сделать Казань «центром притяжения для творческих людей страны». Для этого Рустам Минниханов даже решил организовать новый грантовый фонд. Фонд будет искать и поддерживать творческие проекты и инициативы, связанные с городской средой и культурной жизнью РТ.
Фонд для поддержки креативных проектов – это не первая инициатива по оказанию поддержки творческого слоя населения нашей республики. В прошлом году во главе с Рустамом Миннихановым была разработана программа для развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегического управления талантами в интересах инновационного развития Республики Татарстан – «Стратегическое управление талантами в РТ». В рамках программы была организована ведущая площадка – открытый университет талантов. Данный проект представляет собой автономную некоммерческую организацию, которая выявляет, поддерживает, сопровождает и закрепляет одаренных детей и молодежь Татарстана. Среди основных задач университета талантов и популяризация возможностей развития в РТ, и развитие конкурентоспособного молодежного сообщества, и внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи. Также одним из главных направлений деятельности ОУТ станет развитие инфраструктурных инноваций, а именно – создание сети площадок научного творчества детей, молодежи с участием ведущих ученых-наставников.
Еще сложно говорить о целой сети таких инфраструктурных инициатив, однако, одна площадка уже появилась. В конце марта состоялась презентация первой креативной резиденции «Штаб». Официальное открытие состоится только в конце апреля, но необычную «цитадель» творчества уже посетил врио президента Минниханов. Он осмотрел места для творения будущих резидентов, посетил театральный зал для экспериментов и перформансов, а также оставил автограф на фотографиях из своего инстаграма, которые были представлены в рамках выставки «Доброе утро, Татарстан!».
Креативная резиденция – невероятно интересное и необычное название, не содержащее ни одной татарской буквы, но желающее стать фундаментом будущей татарской креативной индустрии. О том, что же такое «Штаб» на самом деле, рассказал управляющий Михаил Егошин:
«Креативная резиденция «Штаб» является площадкой, на которой татарстанцы могут реализовать свои творческие идеи. Официальное открытие только в апреле, а мы уже реализуем образовательные проекты. Только за последнюю неделю «Штаб» посетили около 1600 человек. На сегодняшний день уже поступило более 50 заявок. Мы планируем разместить здесь около 15 резидентов. Мы хотим, чтобы креативный бизнес и креативная индустрия, которые есть в Казани, получили мощный рывок для развития. И «Штаб» в этом деле должен сыграть свою значимую роль. Во многих городах уже реализуются такие проекты, ведь креативному бизнесу нужна локация, свой дом. У нас творческие и талантливые люди смогут общаться, сотрудничать, чтобы вместе создавать что-то новое».
Естественно, что открытие подобного места не могло оставить равнодушными тех, кто в вопросах творчества, культуры и урбанистики все же разбирается. Бывший заместитель главного редактора некогда популярнго, а ныне уже закрытого журнала «Карл Фукс» Алексей Сорокин на своей страничке в Facebook, дал свое определение «Штабу», сравнивая его с Центром современной культуры «Смена», как «гигантский эчпочмак» и «нормльную еду»:
« «Центр современной культуры «Смена» практически не пользуется финансовой помощью государства. Руководители центра отказывают богатым и выгодным с точки зрения «правильной» репутации арендаторам. «Смена» выбирает мероприятия, исходя из его качества и в хорошем смысле актуальности. Национальное тоже проходит через этот фильтр. Недавняя лекция о жизни и творчестве писателя Аделя Кутуя или выставка плакатов советского востока - отличные примеры избирательности ребят из «Смены».
Креативный кластер на месте бывшего завода «Швейник» – структура еще не обретшая окончательных очертаний. Есть большая вероятность, что «Штаб» станет в какой-то степени «пылесборником» - местом, где череда мероприятий не будет поддаваться никакой формальной логике. Все происходящее будет делаться в угоду повестке, диктуемой сверху. Исключением наверняка станет «Живой город» - у ребят всё в порядке и с головой, и со вкусом. В общем, мутная история. В том числе и в плане разумности траты инвестиций, которые если не бюджетные, то явно имеют государственный след. Типа, как хвост у кометы.»
В этом же посте Сорокин упоминает и нашумевшие креативные индустрии: « «Моих мозгов на то, чтобы открыть подобное заведение (ЦСК «Смена» – прим.автора), не хватило бы. Но я понял, что это правильно», – так процитировал на днях Рустама Минниханова «Бизнес-Онлайн». Если немного переврать цитату, но оставить суть, то президент Татарстана, сказал следующее: «Я не врубаюсь в это, но это надо и надо хорошо». Господин президент, задумавший создание первого российского региона с постиндустриальной экономикой, честен сам с собой – в силу возраста и этапов карьеры ему совершенно нет нужды разбираться в креативных индустриях. То, что он понимает необходимость их развитие - это уже повод радоваться. Хотя вполне возможно, что люди, которые будут развивать креативные индустрии, в них не особенно хорошо разбираются».
А действительно, разбирается хоть кто-нибудь в определение этого модного словосочетания – креативные индустрии. На той же самой конференции «CalvertForum» эксперты из разных стран мира на протяжении двух дней обсуждали развитие креативных индустрий, но ни один так и не объяснил, что же такое эти ваши креативные индустрии?
Самое популярное (по версии запросов в гугле) определение понятия «креативные индустрии» представил Дж. О’Коннор в статье «Культурная политика как влияние»: «Творческие (креативные) индустрии – это термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры».
Что же представляют под словами «креативные индустрии» наши современниками, так или иначе, связанные с творчеством в предпринимательстве.
Сергей Крылов, CEO Uvee.ru, экс-основатель коворкинга «WorkBox»:
«Креативная индустрия – это бизнесы, в основу которых заложено творчество. Мир перешел в информационную эру и со временем этот бизнес станет генерировать всё большую долю ВВП. Я против поддержки любого бизнеса: он живет в условиях спроса. Если спрос растет, индустрия растет вместе с ним. Искусственно накачивать индустрию деньгами нельзя по двум причинам: снизится качество, увеличится предложение непропорционально спросу. То есть государственная поддержка креативной индустрии (я говорю о финансовой) создаст мыльный пузырь, который лопнет в самый неподходящий момент. Есть отличный пример кризиса доткомов в 99-00 годах. Там произошла похожая ситуация, только вкачивали деньги непрофильные инвесторы (человек занимался недвижимостью/фондовым рынком и пр. и вдруг решил вложить половину капитала в стартап)».
Екатерина, специалист по связям с общественностью (пожелала не предоставлять о себе полную информацию):
«Креативные индустрии – очередной бессмысленный чиновничий штамп, которым будет покрываться все, что угодно. Любая индустрия (отрасль производства) сама по себе креативна, так как требует творческого подхода к ответу на запрос потребителя. Начиная машиностроением и заканчивая досугом».
Финальный аккорд в попытках понять, что такое креативные индустрии ставит комментарий в Facebook пользователя по имени Даша: «В нашем городе и выставка картинок из google, под названием «Живые полотна» считается креативной индустрией. А вот какие-нибудь дни «шведского кино» в «Мире» относят к чистой коммерции и просто прокатом фильмов. Короче говоря, слово «креатив» в Татарстане приобретает чисто «миннихановский» акцент».
Несмотря на отсутствие хотя бы одного примера креативных индустрий, стоит отметить, что идея развивать творчество и таланты на государственном уровне заслуживает аплодисментов. Остается лишь свято верить, что попытки власти поддержать таланты не загонят свободный полет мысли так называемого креативного класса в жесткие рамки эчпочмака.
текст и фото Алина Хабибуллина,
ИСФНиМК, гр. 13.3-100