Неужели студенты упускают классику?
25 октября в БКЗ им. Сайдашева прошел концерт Казанского камерного оркестра«La Primavera». Солистом стал один из лучших классических гитаристов...
... обладатель Гран-при конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America» (GFA 2002), номинант шорт-листа премии Grammy Дмитрий Илларионов.
Преимущества БКЗ им. Сайдашева в субботний вечер: он вмещает много людей, там прекрасная акустика, на сцене выступает один из самых популярных и титулованных классических гитаристов России совместно с Казанским камерным оркестром. Однако это не заинтересовало казанскую молодежь. Первая половина мест в зале оставалась пустой, а вторая – занята, по большей части, бабушками. Почему?
«Стужурке» удалось пообщаться с дирижером - заслуженным деятелем искусств РФ, народным артистом и заслуженным деятелем искусств РТ, лауреатом Государственной премии РТ, художественным руководителем и главным дирижером оркестра «La Primavera» Рустемом Абязовым.
- Какая атмосфера царит в коллективе?
- Дмитрий приехал только вчера. У нас почти все репетиции с артистами проходят день, иногда два дня. А атмосфера царит самая теплая, доверительная с первых секунд общения.
- Планируется ли в дальнейшем подобные концерты?
- Пока нет.
- Нельзя баловать зрителей?
- Почему же нельзя? Если на концерт такого музыканта полный зал не собрался, о чем уж можно говорить? Настолько обленившийся и лишенный стремления к духовном развитию стал народ.
- Пожилые люди, студенты?
- Ну Слава Богу что на концерте хоть некоторые молодые люди присутствуют. А вообще, классическая музыка для основной массы молодежи, к сожалению, потеряна. А это очень большая для них потеря. Они этого не осознают, безусловно. Молодые люди не открывают для себя целый мир, тем самым они просто-напросто себя обкрадывают.
- Когда-то при КФУ проходили бесплатные концерты вашего оркестра «La Primaverа». Да, были целые залы. Да, все-таки пожилых людей там было в иной раз больше. чем самих студентов.
- Я думаю, что все, кто пришли на концерт могли устроиться. Хотя бы даже стоя. Ничего страшного, мне кажется, тут могут и постоять. Мы не можем на таких концертах выгонять бабушек, это было бы некрасиво. Поэтому мы пускали тех, кто туда пришел. На этих концертах был редкий аншлаг: когда по периметру зала стоял народ. Да, это очень приятно. Но с другой стороны, мир так устроен, что за искусство сегодня нужно голосовать рублем. Именно это и происходит сегодня. На бесплатные еще народ как-то приходит, а, собственно, чтобы купить билет и прийти... Говорят, что студентам это дорого. А мне кажется, что не совсем все так. Потому что те же самые студенты тратят гораздо больше денег на свои развлечения, те же ночные клубы. Это уже вопрос приоритетов.
- Как вам идея открытых лекций, семинаров с участием приглашенных гостей?
- Как-то это все очень серьезно звучит: семинары, лекции. Я стараюсь такого лексикона избегать. Движение к зрителям должно быть живое, через музыку, а не слово. Но чтобы это дошло, люди должны прийти. Вы думаете, люди придут на лекцию, если они не приходят на концерт?
- Может, подтолкнуть как-то молодых людей на просвещение?
- Я уже говорил, что обкрадывать себя – дорогого стоит. Это нужно только понять. Вот, многие говорят: «Я не понимаю классическую музыку», а зачем ее понимать? Главное, прийти на концерт. Но обязательно на хороший концерт, когда исполнители очень высокого уровня. Такие концерты никогда не оттолкнут и не отпугнут слушателя.
Рамиля Галимзянова, ИСФН, 2 курс
Фото автора