Студенческие этюды: концерт в музее
13 июня в музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина прошёл концерт фортепианной и камерной (скрипка и фортепиано) музыки, выступили студенты Казанской консерватории Элина Абдуллина (фортепиано), Рустем Экиятов (фортепиано), Анастасия Макарова (скрипка), ведущий концерта Александр Ферулёв.
В программе концерта представлены разные музыкальные стили, и, таким образом, охвачен определённый участок истории классической музыки. И начался концерт с произведения Ханса Шуберта. Прозвучала вторая, третья и четвёртая части из его фортепианной сонаты си бемоль мажор. Это сочинение относится в творчестве Шуберта к знаковым, потому что подобно последним трём сонатам Бетховена – тридцатой, тридцать первой и тридцать второй, последние три сонаты Шуберта тоже объединяются в последовательный макроцикл. И си бемоль мажор, как раз является завершающей в этом цикле, она как бы подводит итог мировоззрения композитора, его мыслей, его отношения к жизни. Взгляд этот на себя и на окружающую действительность, в этой сонате как раз центральным, самым сосредоточенным моментом является её вторая часть, необыкновенно глубокая – это сокровенное размышление наедине с собой, она очень сконцентрирована, написана музыка в тональности до-диез минор, в тональности не просто трагической, но остро-трагической. И Шуберт здесь, конечно, приближается к вопросам бытия, того, что находится за его границами, и он размышляет о себе в этом контексте. Его мысли проходят через эту мелодию, которая сопровождается всё время пульсом аккомпанемента, он всё время дополняет её штрихами. Хотя время как будто остановилось, но оно всё равно непрерывно течёт дальше. Следующая, третья часть сонаты – это эпизод лирического вдохновения, напряжение здесь отпускает, мы как будто оказываемся в каком-то глубоком движении. Оно вселяет в нас веру, свет. Наконец финал сонаты. Он вторгается в калейдоскоп каких-то жизненных впечатлений, каких-то может быть отношений с друзьями. Мы видим здесь ответы на эти вопросы самого Шуберта, несколько ироничные, и грустные. Исполняет Элина Абдуллина.
Следующее что предстояло услышать – это прелюдия до-диез мажор, которая написана в тональности светлой, струящейся. Длительность прелюдии как раз и вносит этот мерцающий свет, дух, который выступает стройной темой, и утверждает объёмное, позитивное начало. Иоганн Себастьян Бах, исполняет Рустем Экиятов.
Следующая соната подобно некоторым другим, получила свой подзаголовок, который дали уже люди, игравшие Бетховена, и несёт она название – Аврора, по имени богини утренней зари. Соната эта написана в До мажоре. Это самая чистая тональность, потому как До мажор в своём натуральном виде не имеет встречных тональных знаков, нечётных клавиш. До мажор это такая исходная точка. Бетховен помещает его в нижний регистр нашей сонаты, и, в своём пульсе, в своём резонансе как будто отражает дух мироздания, и дальше начинает развиваться, захватывая новые тональности, новые музыкальные рисунки, и здесь слушатели встретились с пробуждающейся зарёй жизни, а затем эта жизнь начала неукротимо пробиваться, и развиваться дальше. Были и драматические кульминации, весьма трогательные и пронзительные моменты осознания хрупкости и пронзительности жизни. Людвиг Ван Бетховен, До мажор первая часть, исполнитель Рустем Экиятов.
Следующая композиция входит в сборник Рахманинова, который опубликован в 1916-1917 годах. Этот сборник или цикл, отражает те настроения и мысли, которые излучали композиторы в эту пору перемен и колоссальных сдвигов, происходивших в жизненном устройстве в России, и резонанс этого времени отражается на этюдах его картин. Его долгие сонаты, и неспокойное движение пронизывает музыку. Сегодня будут исполнены номер первый и номер шестой. Интересно, что этюд картина номер шесть кроме прочего ориентирована на сюжет сказки о Красной Шапочке, что дополнительно отражает сплетение смыслов, детской истории и той смысловой нагрузки, которую даёт композитор в этом этюде. Сергей Васильевич Рахманинов. Этюды картины номер один и шесть ре минор и ля минор, исполнитель Рустем Экиятов.
Предпоследняя композиция в концерте – соната номер два, Сергея Прокофьева. К моменту её создания Прокофьев приобретает творческую зрелость. Вторая соната написана уже в четырёх частях, и показывает нам, насколько точным стал композитор в своих мыслях о внешних явлениях. Прокофьев через себя продолжает то, что происходит вовне, и именно эта соната несёт в себе некие резонансы своей эпохи, грозовых событий. Кроме всего Прокофьев здесь конечно оставляет свою творческую индивидуальность, с очень острым взглядом, иногда саркастическим, но не лишённым очень проникновенной задумчивости и некой личной рефлексии на то, что затрагивает композитора. Сергей Прокофьев, соната для фортепиано номер два, ре минор, исполняет Рустем Экиятов.
В заключении прозвучала соната Алмаза Монасыпова для скрипки и фортепиано, а исполнили её Анастасия Макарова – скрипка, Лина Абдуллина – фортепиано.
Руслан ПЕТРОВ