«Ученые разрушают, библиотекари хранят»: о том, как прошел Научный стендап КФУ
27 мая в Национальной библиотеке РТ прошел «Научный стендап КФУ», посвященный празднованию Общероссийского дня библиотек. В качестве спикеров были представлены студенты, преподаватели и ученые Казанского федерального университета, которые легким юмористическим языком рассказали о науке и искусстве.
Выступление началось со слов благодарности всем работникам библиотек, которые являются хранителями знаний и защитниками культуры. По словам Александра Гордеева, научного сотрудника Института экологии, биотехнологии и природопользования, ученые лабораторий наоборот зачастую прибегают к процессу разрушения в своих исследованиях, разлагая сложные химические вещества и микроорганизмы. Он провел лекцию, в которой рассказал о создании и выращивании «слизи будущего» – штамма, способного выделять экзополисахарид, обладающий более усовершенствованными свойствами для экологичной добычи нефти, снижения затрат и возможности работы в Арктике без загрязнения.
(фото 1)
Аделя Степанова, студентка Института филологии и межкультурной коммуникации, поделилась опытом импровизации и рассказала гостям мероприятия, почему же это феномен сценического и когнитивного взаимодействия. На лекции поговорили о развитии креативности, мышления и преодолении стеснительности. В качестве примера было приведено исследование с помощью МРТ, заключающееся в изучении коры головного мозга профессиональных джазовых пианистов при занятии импровизацией, во время которой область, отвечающая за самокритику, находилась в низкой активности.
(фото 2)
На вопрос: «Сколько весит литературное произведение?» зрителям ответил Афанасьев Антон, доктор филологических наук, завкафедрой русской литературы и методики ее преподавания. Антон Сергеевич представил совместную работу лингвистов, психологов и филологов, которые на основе 67 произведений братьев Стругацких с помощью специально обученной нейросети BERT создали словарь позитивности слов. Целью данного исследования является отслеживание увеличения языковой позитивности в произведениях авторов разного времени. После окончания лекции из зала была предложена мысль об установлении минимального порога позитивности для списков школьной литературы, что подтолкнуло создателей к размышлениям о практической значимости для широкой общественности.
(фото 3)
О том, как сделать качественный видеомонтаж, цепляющий зрителей, рассказала Софья Чугунова, руководитель отдела молодежных телепрограмм студенческого научно-популярного телеканала UNIVER TV КФУ. Она подробно объяснила суть эффекта Льва Кулешова, поделилась личным опытом и секретами работы на телеканале.
Эдуард Краснов, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права КФУ, провел лекцию на тему: «Любовь и право: правила игры в отношениях», в которой рассказал о правовых нюансах семейной жизни, а также ответил на каверзные вопросы о женитьбе двух родственников, брачном договоре, разделе имущества, регистрации брака однополых людей и судебном разбирательстве в случае возникновения конфликта при распоряжении семейным бюджетом.
Завершающим выступлением стала лекция Бориса Чернышева, выпускника ИТИС КФУ, призера международных игровых фестивалей, который поделился своим взглядом на игры, как на искусство, а не как на развлечени или баловство для детей. Борис рассказал об открытиях новых горизонтов благодаря играм, а также представил подборки видеоигр на любой вкус.
Выступления всех спикеров сопровождались шутками и красочными презентациями, что делало времяпрепровождение не только полезным, но и веселым и интересным.
Кристина ШМЕЛЬКОВА