Япония в мюзиклах: женский музыкальный театр «Волки Мибу» на Зилантконе.
В этом году на международном конвенте фантастики, толкинистики и ролевых игр «Зилантконе» появилась специальная программа, посвященная Японии в рамках Дней Японии в Казани. Одной из самых ярких частей программы были мюзиклы московского женского музыкального театра «Волки Мибу». Они представили зрителям 2 мюзикла на японскую тематику, автор и режиссер которых – Яна Григорьева.
Лисья Сказка
Первой в программе была «Лисья сказка» - мюзикл по мотивам японских народных мифов и преданий о кицунэ – лисах-оборотнях, владеющих древней магией. Неудивительно, что в зале собралось так много детей: всем хотелось увидеть кусочек магии перевоплощения актеров. Большой зал ДК был полон волшебных существ, которые собрались в одном месте, чтобы увидеть прекрасное представление и услышать сладкие голоса девушек, которые в дальнейшем вводили зрителей будто бы в транс. Примечательно, что девушки играют как женские роли, так и мужские. Такое перевоплощение они добиваются с помощью тембра голоса, грубых движений и грима. Происходит задержка мюзикла, что только подогревает интерес. Но вот свет гаснет, занавес открывается, и начинается волшебство.
Действие разворачивается неподалеку от Киото, в волшебном лесу, где готовится свадьба Лисьего Принца и Рыжей Лисы. Но коварная Черная Лиса решает их разлучить и хочет сама выйти замуж за Принца посредством черного колдовства. Для мюзикла артисты совершенно не используют декорации. Атмосфера сказки складывается за счет музыкального сопровождения, костюмов, световых эффектов и сценического дыма. Всё это погружает зрителей в сказку.
Какая сказка без драмы: в эти моменты звучат печальные песни, и зал с замиранием сердца вслушивается в печальные ноты. Веселые же, заводные песни зал встречает хлопками и аплодисментами. А драма мюзикла состоит в том, что из-за черной магии Черной Лисы судьбы главных героев ломаются, и всё идет не так, как должно быть. Кстати, вместо всеми знакомых волшебных палочек здесь используются волшебные веера, раскрывая которые можно наложить или снять заклятие.
Зрители наблюдают историю в невероятной динамике и весь кульминационный момент, с освобождением путника его возлюбленной от магии, зрители переживают на одном дыхании. Даже на лицах детей появляется недетское любопытство: чем же всё закончится? Освобожденный из плена магии путник и его невеста решают спасти Рыжую Лису и Лисьего Принца от чар Черной Лисы, тем самым происходит объединение смертных людей и Лис из волшебного леса. Так, добро опять победило зло. Актеры вышли на поклоны, и зал взорвался аплодисментами, долго не утихая. Глаза детей горели, на лицах взрослых застыла улыбка, девочка в костюме зайчонка на первых рядах со всех сил хлопала в ладоши – каждый был рад, что история закончилась хорошо. И вроде уже и музыка утихла, и занавес закрылся, но перед глазами до сих пор стоит яркая картинка, мелькают яркие костюмы актеров, которые полностью передают дух древней Японии.
Куда идёт демон?
Следом за «Лисьей сказкой» театр представил зрителям еще один мюзикл – «Куда идёт демон?». Этот мюзикл относительно новый – премьера состоялась в феврале 2018 года. Он поставлен по мотивам рассказов японского писателя Юмэмакуры Баку о колдуне Абэ-но Сэймэе ( его называют «японским Мерлином» ).
На этот раз в зале еще больше зрителей: видимо, по Зиланткону разошелся триумф первого спектакля.
Перед залом раскрывается предыстория о главных героях - колдуне Сэймэе и его друге – отважном воине Хиромасе, что спасают город от демонов. Но зрители недоумевают, когда появляется загадочная женщина во мраке с гончими. Куда же идёт демон? В этом мюзикле так же, как и в предыдущем, не используются декорации, а таинственная и мрачная музыка передает атмосферу жути.
Так же, с самого начала можно заметить, что костюмы во втором мюзикле более традиционные и интересные, чем в первом: традиционные кимоно, костюм воина и тд.
В мюзикле завязывается конфликт: Сэймэй подозрительно спокоен и не намерен останавливать не то демона, не то человека, что не скажешь о его друге Хиромасе. Между ними стоит еще один герой - Мицумуши — помощница Сэймэя, дух глицинии.
Когда в очередной раз потух свет для смены действия, неожиданно из зала начали выходить демоны со свечами. Это погрузило зрительский зал в ту реальность, что разворачивается на сцене, будто бы люди стали частью этой истории.
«Демон или человек?» звучит на протяжении всего мюзикла. Мы узнаём историю девушки-демона, оставленной императором, и понимаем её мотивы – месть. В истории появляется ключевая вещь – шкатулка, которую император передал Хиромасе, когда тот намеревался защитить его от надвигающегося демона. Шкатулка помогла остановить девушку: там было послание от императора, оно заставило задуматься «демона» и остановить свою месть. Так, наш герой Хиромаса закончил эту историю «хэппи эндом».
Мюзикл построен на кольцевой композиции: в конце перед нами предстают 3 главных героя, на том же месте, в таком же положении, что и в начале, но на этот раз успокоенный и довольный Хиромаса говорит о погожем вечере, как это говорил когда-то Сэймэй.
На этой ноте заканчивается выступление, из зала кричат «Браво» и аплодируют. Мюзикл дал задуматься о много, в нем автор заключил серьезный и важный посыл о том, что верный выбор подскажет только сердце. С этими мыслями зрители покидают концертный зал.
Театр «Волки Мибу» очень правильно погрузили гостей и участников конвента в мир Древней Японии: познакомили их с преданием в музыкальной форме, показали образы тех времен, дали возможность ощутить дух Японии. Будем надеяться, что на следующем «Зилантконе» нас ожидает ещё больше выступлений московского женского музыкального театра «Волки Мибу», и гости конвента смогут вновь насладиться таким театральным жанром как мюзикл.
Студент ШМЖ
Наталья Жирнова
фото автора