Это граффити или кусочек стрит-арта?
29 марта в «Штабе» прошла не просто лекция, а настоящая дискуссия «Художники улиц: из прошлого в будущее».
Развернул эту дискуссию Александр Шиманов - граффити-райтер (с 1997 г.) из Нижнего Новгорода. Помогали ему граффити-художник Павел Тиняев и представитель стрит-арт-сферы Юрий Найдышев из Казани
«Так получилось, что на данный момент времени мы обладаем довольно большим багажом знаний о граффити и стрит-арте, и о них хотелось бы поговорить с точки зрения людей, которые прошли этот долгий путь».
Картинка, которую Александр выбрал заглавной для мероприятия, гласит: «Я не уверен – это граффити или кусочек стрит-арта». Эти понятия, которые очень часто в современном субкультурном сообществе смешиваются, кто-то делит по одному признаку, кто-то по другому, возникают споры.
Слушатели вместе с райтерами разбирались, как отличить одно от другого, какие ещё разновидности этого искусства есть, какие сложности возникают в мире уличного арта и как сформировать свой собственный взгляд на него.
«Нет никаких экспертов в граффити и стрит-арте кроме Вас самих. Это те вещи, которые живут на улице, формируются на улице и должны оцениваться теми людьми, которые делают эту культуру и которые её потребляют»
Лет пятнадцать назад всё уличное искусство в России называли «граффити». Когда появилось понятие «стрит-арт», профессионалы думали, что оно собирательное и в него входят другие направления уличного искусства. Потом выяснилось, что есть тусовка, которая занимается стрит-артом, и она не особо хочет ассоциировать себя с граффитчиками.
Современное искусство игнорирует аспект эстетического удовольствия, необязательно художнику уметь красиво рисовать, он должен генерировать гениальные мысли. Стрит-арт об этом. Главное здесь – это донесение мысли. А граффити всегда концентрировалось на рисовании имени, своего или команды - либо очень много, либо качественно. Сейчас большинство делают очень много и некачественно; только единицы - много и качественно.
Помимо классического граффити существует каллиграфия, смешение графики и инсталляции, целограффити (рисование на натянутых пакетах), паблик-арт (красивые рисунки, которые доставляют удовольствие не только автору, но и жителям места, согласованы с ними), фотореализм и коммерческие работы...
Оказывается, мало – красиво или с идеей нарисовать, нужно вписать своё творение в место. Кстати, большинство произведений остаются жить только на фотографиях, и лишь немногим удаётся остаться надолго. Больше всего везёт тому арту, который рисуется в рамках различных фестивалей, то есть на вполне законных основаниях.
«Взрослый человек должен развиваться многогранно, а не рисовать одно и то же несколько лет, как это делают многие»
После демонстрации красоты качественного заграничного и российского арта Александр показал на примерах, каким плохим может быть уличное творчество. Настоящий дискурс разгорелся на тему "Что же всё-таки можно считать искусством?": работы, смысл которых известен только автору, работы понятные всем, или же произведения, приносящие только эстетическое удовольствие? Мнения разделились.
Текст: Бахтигареева Анастасия, 3 курс, группа 13.3-300
Фото: Сысоева Алина