Надо посвятить жизнь священной корове — театру
Сценическое искусство в Казани — вещь своеобразная. Начинающим очень сложно тягаться с неповоротливыми мэтрами — Качаловским, Камаловским и Кукольным театром. Даже наши ТЮЗы способны потягаться с профессионалами из любого другого города. Тем более тяжело говорить об успехе женщины режиссера, которая вынуждена совмещать семью, работу, театр и при этом постоянно доказывать мужскому миру, что она заслуживает в нем места. Женщина-режиссер Вероника Чепегина о том, как вести борьбу и оставаться женщиной.
Солнце светит всем одинаково?
Женщина-режиссер явление давно нередкое. Для Казани, для провинций, возможно,- да. Но в крупных городах, столицах число скоро сравняется. Оглянитесь на историю. Изначально мужские профессии, такие как врач, педагог давно перешли к женщинам. Водитель-женщина - сплошь и рядом. Это происходит во всех сферах. Мир меняется. Кто создатель самого популярного в истории советского сериала «17 мгновений весны»? Кто снял «Гардемаринов» и «Мушкетеров»? Кто автор культового для своего времени «Человека с бульвара Капуцинов»? Кто автор легендарной «Золушки»?
Однако «женщина-режиссер» почти отдельный термин.
Женщинам все еще приходится отвечать на вопрос о качестве женской литературы, поэзии, режиссуры. И это не случайно. У женских работ есть свои отличительные черты. Проза женщин, например, более текуча. Она не так четко структурирована как мужская. Безусловно, вопрос в том ключе, в котором вы его задали, постепенно будет уходить в прошлое. Как я уже говорила: кто автор самой популярной книги последнего времени? Джоан Роулинг - мужская эта литература или женская? Кого это волнует. Скажете, что нет женщин - Нобелевских лауреатов по литературе? Элис Манро в прошлом году. «Литература не делится по половому признаку» - утверждали фаллократы. Бродский считал Ахматову великим творцом, а Цветаеву называл лучшим поэтом ХХ века. Не существует мужской и женской режиссуры - есть Режиссура и режиссура.
Режиссура с большой буквы все еще существует?
Конечно, существует. Она называется искусство. Деньги тоже играют большую роль, но она скорее положительная. Хотя были в истории театра и обратные примеры. Бедный театр Гротовского, например. Но это совершенно уникальная эстетика. Вообще, чем больше денег у режиссера, тем большими выразительными средствами он может воспользоваться, тем сложнее может донести свою мысль. Бедные театры вынуждены быть чрезвычайно изобретательными для того, чтобы своими минимальными материальными средствами максимально объемно донести до зрителя идею произведения. Театр - слишком материальное искусство.
От педагогики — к режиссуре.
К профессии режиссера я не приходила, а все время пребывала где-то рядом. Тренер по технике речи, преподаватель театрального училища — я постоянно работала с художественным словом. А оттуда до спектакля рукой подать, ибо основа любого спектакля - текст. Не говорю о пластических спектаклях. Как-то очень плавно я перетекла в область театра. Чем мне это привлекательно — до сих пор не могу понять. (смеется).
Между прочим, это довольно типичная история. Очень много преподавателей сценической речи становятся режиссерами, и иногда, это очень неплохие специалисты. Режиссер, работающий со словом долгое время, иногда просто переходит в область слова и текста от драматургии. Например, гениальный Анатолий Васильев, великолепный Петр Фоменко, который обожал работу со словом и ставил ее во главе спектакля. Слушать речь его актеров - огромное наслаждение, это музыка, это техника. Это не передать словами. Драматические коллизии ушли на второй план.
Как вы решаете, что будете ставить?
Иногда, просто чудом, возникает площадка и люди, которые по каким-то своим мотивам увлеклись моей идеей. Мы быстро собираемся, сочиняем, лепим материю спектакля. Людям может понравится, они могут быть тронуты и благодарны, но когда спектакль исчезает, а это случается рано или поздно, никто не сожалеет. Включая даже самих актеров. Театр — довольно жестокая вещь. После смерти каждого спектакля я говорю себе «баста». Как потом получается новый — черт его знает. Сейчас я больше чем уверена, что в «завязке». Однако, умудренная опытом, не зарекаюсь.
Почему каждый спектакль считаете последним?
Любое искусство ревниво и не терпит никаких измен, а я изменяю. Надо забросить все, стать практически монахом, посвятить жизнь этой священной корове — театру. У меня, к сожалению, нет возможности посвятить себя театру целиком. Надо же детей кормить. И нет своей площадки, своих актеров.
Но у вас есть свой театр «Верба»?
Театр Верба - это я. И все, присоединяющиеся ко мне на каком-то этапе. О Вербе могу сказать только то, что это театр без постоянного состава участников и без постоянной площадки. Театр скорее литературный, хотя определенной концепции у него нет. Чаще всего получается, что я работаю с прозаическим, а не драматургическим материалом. Сейчас, например, я играю сказки в Музее «Пушечный двор» по субботам. Классические сказки - старинные и современные - дети с удовольствием слушают. Им нравится, что те сказки, которые читают им мамы перед сном, открываются для них в новом качестве - ярком, артистическом. Сыгранно-прочитанные сказки, я бы назвала их так.
Как выглядят сказки?
Читаю сказки я. Это выглядит как вымирающий чтецкий жанр, который в Советские времена собирал стадионы. Сейчас актеров, работающих в этом жанре остались единицы, так как они не востребованы. Сказки "выглядят" так: человек с книгой сидит или стоит (в зависимости от актерской задачи) перед аудиторией детей от трех до десяти лет и средствами актерской выразительности и выразительности звучащего слова транслирует мысль автора (чаще всего сказочника). При этом пытается не растерять полноты смыслового содержания произведения. Задача не из простых, должна сказать. Звучащее слово вообще очень сложный жанр, требующий профессиональной подготовки и специальных способностей - или чутью к слову - и желательно жизненного опыта. Опыт и возраст позволяют мне не строить наивных надежд, так что провалам мы не расстраиваемся, тем более, начинать новое всегда интересно.
фото и текст Елена Догадина