1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Камера! Мотор!

Дата: . Опубликовано в Люди

Юрий Данилов - молодой казанский режиссер, принимавший участие в таких конкурсах, как Всероссийский кинофестиваль  Акбузат,открытый  фестиваль народного кино «Кинозрение», конкурс Time Lapse Kazan.  Кроме всего прочего, он виртуозно играет на фортепиано и пишет музыку для своих кинозарисовок.

 О том, как ему это все удается, Юрий рассказал нам в интервью.

Расскажи про свое детство? Какие у тебя были увлечения?

 Когда мне исполнилось четыре года, мама решила отдать меня в музыкальную школу, хотя я не имел никакого понятия о том, какие музыкальные инструменты существуют на свете, кроме фортепиано. С последним я был знаком: дома у нас стояло старое черное пианино “Казань”, к которому я боялся даже подходить. Мама перечислила мне названия многих музыкальных инструментов, и из всех загадочных названий мой слух особенно ласкало одно: “Скрипка!” Мне, наивному малышу, конечно, хотелось, прежде всего, узнать, как она выглядит, эта госпожа Скрипка? Почему-то она казалась мне именно госпожой в узком черном платье, туго стянутом в талии, с высокой строгой прической. Мама начала изображать, как на ней играют, а я смотрел на нее, открыв рот, и ничего не понимал, но мне так нравилось произносить это слово “скрипка”, “скрипочка”, “моя скрипка”, что я решил научиться играть на ней. 

Увы, после года общения со строгой “госпожой Скрипкой” на смену пылкой детской влюбленности, как это часто бывает, пришло не менее сильное чувство ненависти. Учиться оказалось тяжеловато. На занятиях приходилось играть стоя, очень уставала спина, руки, лицо, каждый мускул вторил мелодии, извлекаемой из инструмента. Когда, наконец, мои мучения стали очевидны для всех, меня из чувства жалости перевели в класс фортепиано, чему я был несказанно рад.

К счастью, любовь к этому инструменту не прошла также быстро. Напротив, мы стали с фортепиано почти одним в тот момент, как и целым. После нескольких успешных для меня международных фортепианных конкурсов, родители поставили передо мной вопрос о переходе в среднюю специальную музыкальную школу при Казанской консерватории (аналог ЦМШ в Москве). Новая школа стала для меня другим миром. Люди в ней контрастировали с моим привычным окружением. Я любил активный образ жизни, параллельно занимался уличными танцами, в то время как мои одноклассники – только классической музыкой.

Чем тебя заинтересовала профессия режиссера? Почему именно на ней остановил свой выбор?

В старших классах мама подарила мне свою кассетную видеокамеру. На нее она обычно снимала мои выступления. На эту камеру мы с одноклассниками сняли свой первый фильм-сказку – о приключениях Деда Мороза в нашей необычной школе. Показали мы его на новогоднем капустнике. Для всех наш фильм стал приятной неожиданностью. 

Я загорелся новой мечтой! Большая часть времени стала уходить на изучение кинематографа, я записался в молодежную киностудию. Мне хотелось, как можно больше узнать о кинематографе, поэтому в мой круг чтения вошли книги по истории кино, я просматривал различные мастер-классы, стал интересоваться съемочной техникой. Вот тогда-то наметилось мое внутреннее перерождение! Я чувствовал, что мне чего-то не хватает.

Безусловно, новая любовь не могла не отразиться на занятиях: по фортепиано учеба моя стала хромать. Однако выход наметился довольно скоро. Я стал сочинять мелодии для своих кинозарисовок! Точнее говоря, сами сюжеты киноисторий приходят в голову, когда я импровизирую. Конечно, идеи были не замысловаты, они в основном проистекали из личных внутренних переживаний и конфликтов, но это больше всего волновало меня в тот момент. Именно тогда пришло осознание, что мое будущее направление – это синтез музыки и кино!

Играя после школы в ресторане, я заработал средства для приобретения новой камеры. На нее снял свой авторский фильм “Афоризм”.

Какие работы у тебя уже есть за плечами?

Работ у меня уже очень много. Вот например Фильм ”#Всешкольнаявечеринка ”(Спец.приз на кинофестивале “Телемания” 2014 Москва), Фильм “Студент” (Победитель Всероссийского Кинофестиваля “Акбузат” 2014), Фильм “Айсылу” Оператор. реж. Рустам Рашитов 2015, работа в качестве ассистента звукорежиссера на съемках полнометражного фильма “Сокровища озера кабан” Режиссер Д.Коробкин 2013, короткометражный фильм “Чужая Мечта” Режиссер.(Победитель Всероссийского кинофестиваля в номинации “Социальная реклама” “Золотая Лента”, (Томск 2012).  Это только малая часть моей фильмографии.

Есть ли у тебя кумиры среди знаменитых режиссеров? На чье творчество ты бы хотел равняться?

Мой  мастер и есть мой кумир.Судьба свела меня с прекрасным человеком – Николаем Алексеевичем Морозовым (выпускник операторского факультета ВГИКа, всю жизнь посвятивший себя документальному кино). Я просил его научить основам съемочного мастерства, он же, ничего не ответив, на следующий день взял меня на съемки в экспедицию.

...Татарская деревня, с неба хлопьями падает мокрый снег. Руки грею в перчатках. Никто не знает, что на следующий день мне играть на концерте. В один момент оператор попросил помочь придержать камеру – и БАЦ! Получаю сильнейший удар по пальцам от мастера: “Ты что? Как можно в перчатках работать!” Свои объяснения я оставил при себе. Это послужило мне уроком бережного отношения к делу.

- Самые запоминающиеся моменты в твоей работе?

После второго курса  я отправился в Москву – работать ассистентом оператора на полнометражную игровую картину. В один из дней снимали сцену с тигром. По сюжету он пробегал по парковке, а ошеломлённые люди, разбегаясь, снимали его на телефон. Мне поставили задачу: снимать на малюсенькую камеру, моим укрытием от тигра была машина.

Первый дубль. Хищник пробегает рядом со мной, я успеваю спрятаться. Второй дубль. Тигр, не обращая ни на кого внимания, спокойно бежит к дрессировщику. Третий дубль. Начинается съемка, хищник бежит мимо и внезапно поворачивает голову в мою сторону, удивленно смотрит. Я в ужасе. За секунду успеваю влететь в машину и прикрыть дверь – и тут тигр прыгает на капот и рычит, демонстрируя свои огромные клыки! Нас отделяет только лобовое стекло, которое вот-вот разлетится вдребезги...

Слава Богу, дрессировщики подбежали вовремя. Сердце рвалось из груди, ноги стали ватными. Но в руке я продолжал сжимать камеру (уроки Морозова), которая все это время снимала! Моему счастью не было предела: получился замечательный кадр, который в результате вошел в фильм!

Какие сложности в работе над картиной?

Про сложности - сложно собраться и начать делать новую картину. Потому что у тебя уже есть уровень и ниже него ты никак не можешь сделать. Поэтому ты начинаешь сам себя загонять в угол. Сейчас мне предстоит снять дипломный фильм, и честно, работа предстоит очень трудная..Я до сих пор не могу определиться со сценарием, а показывать нам надо уже в середине июня. Постоянно отвлекают второстепенные съемки. То и дело думаешь, что ты и есть персонаж фильма у которого есть цель до которой нужно дойти ,но разные люди и трудности возникают на твоем пути. Хотя у меня есть поддержка моих друзей и мастера. Но все зависит от меня.

В чем черпаешь вдохновение?

Вдохновляет на истории меня музыка. Как услышу мотив, история начинает строиться в голове…

Дальнейшие планы?

Лишь одно обстоятельство сейчас омрачает мою жизнь: мама считает, что я очень редко сажусь за фортепиано. Мои попытки оправдаться заканчиваются слезами и гневными словами. Однако я мечтаю, что когда-нибудь сниму очень добрый, трогательный фильм, напишу для него музыкальные мелодии и посвящу его маме. И тогда она обязательно поймет, что кино и музыка – одно целое в жизни! 

Какую-нибудь эпизодическую смешную роль в фильме сыграю я сам, тем более что некоторый опыт у меня есть. Почему-то казанские рекламщики выбрали мое лицо, и часто приглашают для съемок своих роликов: то я счастливый жених, который берет кредит в банке (на обручальное кольцо для любимой), то заядлый велосипедист, объезжающий пробку, то постоялец фешенебельного отеля. 

Можно ли что-то посоветовать начинающим режиссерам, кроме как «пойти учиться»?

Снимать, монтировать, видеть свои ошибки, смотреть классику кино, опять снимать, работать над собой, много читать и писать.

Беседовала Алина Иванова

Фото из личного архива Юрия Данилова