"Тысяче лайков и миллиону репостов я предпочту один интересный коммент"
Динар Хайрутдинов - востоковед по образованию, преподаватель арабского и английского языков, переводчик, исследователь современной арабской литературы.
Учился в Казанском федеральном университете, где успешно защитил кандидатскую. Среди его новых увлечений - проект FICTION FRICTION, пока существующий в виде паблика «Вконтакте». Здесь он делится с подписчиками интересными находками из сети, своим мнением о жанрах искусства и «…прочих медиа, имеющих дело с художественным вымыслом».
Динар Хайрутдинов рассказал нам субъективно о поп-культуре и о своем паблике.
- Описание вашего проекта следующее: "субъективные заметки Динара Хайрутдинова о литературе, кино, комиксах, музыке, ТВ-шоу, видеоиграх и прочих медиа, имеющих дело с художественным вымыслом, т.е. фикцией. Одним словом, geek stuff and more geek stuff". Налицо - самоирония, касательно собственной субъективности. Вы не позиционируете себя как адепт хипстерства, хотя бы частично? Как мы знаем, «to be hip» – это дословно «быть в теме», а у Вас тем немало, вы успеваете обсудить, поделиться самыми последними т.н. «топовыми» новостями из мира культуры, искусства и шоу-бизнеса. Вопрос в определенном смысле бестактный, но все же: почему Вы занимаетесь этим? Как появилась задумка?
- Хипстерство для меня малопонятная вещь. Насколько мне известно, так называемые «хипстеры» зачастую отвергают массовую популярную культуру в угоду более андерграудной (на чем основаны многочисленные шутки и анекдоты про них из серии «я любил это до того, как это стало мейнстримом»). А я не делю явления культуры на мейнстрим и «не-мейнстрим», для меня все одинаково важно и интересно. Я одинаково люблю The Beatles и Фрэнка Заппу, «Звездные войны» и фильмы Джима Джармуша, популярные комиксы «Марвел» и более тонкие и изощренные творения Алана Мура. Тот факт, что какие-то явления культуры становятся популярными, а какие-то – нет, это просто факт, он у меня не вызывает ни злости, ни досады. И, соответственно, популярность (или непопулярность) тех или иных направлений, авторов, произведений – не повод от них отворачиваться.
На счет «топовых» новостей – это тоже немного не ко мне. Для меня нет разницы, топовая новость или не топовая, актуальная она и «трендовая» или ей уже сто лет в обед. Паблик субъективный просто потому, что я размещаю в нем все то, что мне самому интересно (в надежде на то, что это будет интересно и еще кому-нибудь, разумеется). Это может быть что-то современное, а может быть что-то, что давно уже вышло из моды, за которой я в любом случае не слежу.
Почему я занимаюсь этим? Ответ снова будет довольно простым – мне это интересно, мне это нравится. Я люблю кино, литературу, музыку, талантливо и интересно сделанные видеоигры, мне нравится об этом говорить, и мне хочется этим всем делиться. Никаких корыстных помыслов и планов по захвату мира за этим не стоит.
- Каким Вы хотите видеть будущее вашего проекта?
- Мне бы хотелось, чтобы число подписчиков и читателей (а особенно – активных подписчиков и читателей, оставляющих свои комментарии, выражающих свое мнение) росло. Понятно, что для этого нужна, во-первых, какая-то раскрутка, а во-вторых – более авторский контент. Пока паблик по большей части состоит из репостов и ссылок на различные онлайн-ресурсы с моими комментариями. В будущем планирую что-то писать сам. Возможно, это будут обзоры интересной музыки, кино, литературы и т.п. Думаю, для этого паблик «вконтакте» уже будет тесноват, поэтому заведу блог, а в паблике будут просто размещаться ссылки на него.
Повторюсь – больше всего хочется видеть отклик, обратную связь: комментарии, мнения, вопросы, чтобы представленная информация подталкивала читателей к размышлениям, дискуссии, а не просто ленивому чтению. Говоря интернет-языком – тысяче лайков и миллиону репостов я предпочту один интересный коммент.
- Вы исследовали современную арабскую литературу. Какие выводы Вы могли бы сделать исходя из вашего исследования, переживает она упадок или наоборот набирает оборот?
- Ну, исследовать прямо всю современную арабскую литературу ни одному востоковеду не под силу, у каждого ученого есть своя «ниша». Я немножко изучал научную фантастику на арабском языке и арабоязычные комиксы и графические романы. И могу честно сказать – на арабском Востоке происходит очень много всего интересного, сейчас там все это на подъеме – жаль, до нас доходит очень мало, современные арабские книги на русский язык почти не переводят. Те переводы, что все-таки имеются благодаря стараниям коллег-арабистов – это капля в море, увы.
- Поговорим о тренде: на Ваш взгляд – что сейчас в мейнстриме, в «топе», по рубрикам – кино, литература, музыка. И какая альтернатива, андеграунд (если они есть) противостоят этим искусствам?
- Мне трудно об этом судить. Повторюсь – я не слежу за трендами, и мне не хочется делить культуру на мейнстрим и андеграунд. Хотя никуда не денешься – пожалуй, такое разделение само по себе тренд, начавшийся где-то в 80-х. Но мне этот тренд не очень нравится. Конечно, популярность определенных вещей является ориентиром, заставляет поворачиваться к ним – в любом случае все пойдут в кино на 7 эпизод «Звездных войн», правда же? Все равно все услышат последний хит Тейлор Свифт, потому что его будут крутить на всех радиостанциях, видеоклип будет циркулировать в Интернете, песня будет на слуху у всех. Это и есть мейнстрим. А есть вещи, до которых нужно «докопаться», музыканты, кинорежиссеры, писатели, о которых многие даже не слышали – тогда это андеграунд. И это не хорошо и не плохо, это просто так, как оно есть.
- Что Вы думаете о многочисленных ТОП’ах различных музыкальных журналов по поводу лучших рок-исполнителей? Не изжили ли они себя?
- Возможно и изжили, как и рок-музыка в целом. Но к этому не стоит слишком серьезно относиться. Топы всегда субъективны, для меня это просто увлекательный способ сопоставить свои вкусы с чьими-либо еще, а заодно узнать что-то новое для себя. Часто именно из топов и рейтингов я выбираю, какой бы еще музыкальный альбом послушать. Музыки-то – океан, а ориентироваться как-то надо.
- Вас интересует контркультура? Уэлш, Паланик, Брет Истон Эллис и т.п.
- Опять-таки, мне не очень понятно, что это такое. Само слово «контркультура» мне кажется искусственным и ущербным каким-то. «Контр» значит «против» - получается, это антикультура, что ли, что-то противоположное культуре? Вовсе нет – эти направления сколько угодно могут противопоставлять себя всему остальному, но на самом деле они такая же часть мировой литературы, как Лев Толстой, Франц Кафка или Борис Акунин. Другое дело, что эти авторы делают что-то смелое, бросают вызов общепринятым нормам, а такое я обычно ценю.
- Как переводчик с английского можете прокомментировать ситуацию по поводу американизации русской культурой – все больше англицизмов появляется, все больше людей интересуются английским языком, западной культурой – на фоне всего это создается ощущение, что наша собственная культура, если можно так выразиться – постсоветская, разительно меняется, по сравнению с советскими временами, когда преобладал Пролеткульт, и подавлялась оппозиция; культура меняется, но перевес в положительных аспектах или в отрицательных на сегодняшний день? Уже можно делать выводы, прогнозировать, что нас ожидает?
- Я не думаю, что культура меняется в лучшую или худшую сторону. Она слишком многообразна, чтобы дать однозначный ответ. Отечественная культура просто меняется – в том, что она обогащается иностранными влияниями, лично я ничего плохого не вижу. И вообще я не против глобализации – для меня она означает только то, что мировая культура стала нам доступнее и ближе. Изучение иностранных языков, доступ к Интернету, снятие ограничений, разрушение стереотипов и предрассудков – все это прекрасные вещи, на мой взгляд, надо только уметь ими пользоваться. Я как-то размещал в паблике цитату замечательного английского режиссера Питера Брука, и позволю себе процитировать его еще раз: «Все культуры - русская, немецкая, английская, китайская – часть мировой культуры, которая никому из нас неведома». Поэтому и нечего делить музыку, литературу и прочее на «наше» и «чужое». Оставим эти «наши-ваши» политикам, а культура - она вся «наша», она вся для людей.
- Что Вы думаете о современных книжных магазинах? Мне довелось читать материал, где владельцы рассказывали, что сейчас, по большому счету, книжные магазины - это место, где человек может посидеть и почитать книги, с удобством располагаясь на пуфе. Явный намек на конкуренцию со стороны электронных книг, и на практичность молодого поколения, которым легче читать на планшетах, и разумеется – безвозмездно скачивать библиотеки из сети.
- Совершенно верно, конкуренция со стороны электронных книг огромная. Лично для меня эта конкуренция актуальна даже не потому, что электронные книги можно «спиратить» бесплатно, а потому что в электронном виде можно найти все что угодно. Интересующие меня книги иногда попросту не найдешь в магазине.
- По поводу литературы на прилавках всех книжных. Бестселлеры, во многом ориентированные на подростков, их критикуют за похожесть, упрощенность повествования, и многое другое. Что характерно, они раскупаются. Можно ли утверждать, что эти книги косвенно влияют на менталитет современного поколения, и отрицательно ли? Грандиозный успех франшизы «50 оттенков серого» - не тот ли звоночек, который предвещает кризис современной западной литературы с непременными экранизациями, не скрывающими свою коммерческую дисциплину?
- Подростковая литература всегда была, есть и будет, в этом нет ничего плохого или страшного. Среди книг для подростков ведь тоже есть всякие – и хорошие, и не очень. Хорошо, когда молодежь в принципе читает хоть что-то, так как даже если вы вдруг прочли «плохую», слабо написанную книгу, вы от этого ведь не умрете и не отравитесь, а какой-то опыт все равно получите. Так что не вижу причин бить тревогу. По поводу «50 оттенков серого» не скажу ничего конкретного, так как попросту не читал. В кризис культуры я не верю, а на «западную», «восточную» и прочие, как уже говорил, не хочу ее делить. В том факте, что популярной часто становится литература плохо написанная, не стоит винить культуру. Успех, массовость – это скорее к бизнесу относится, просто хорошие пиар-технологии, только и всего.
- На Ваш взгляд, формат 3D, который не так давно стал популярным в России и предлагающий доплачивать лишние 100-200 руб. за билет себя оправдывает? Предлагаю вспомнить «Аватар», до которого фильмов-миллиардников было намного меньше, но вся гениальность пиара, раскрутки привели к рекорду продаж и эволюции графической составляющей современного кино. Можно даже провести параллели с аттракционами: ощущения несколько похожи, как и от просмотра блокбастеров кинопроката, но куда все это движется?
- Формат 3D – это и правда скорее аттракцион, который, кстати говоря, появился достаточно давно – на Западе уже в 50-х годах некоторые кинотеатры демонстрировали 3D-фильмы. Сейчас эти технологии, разумеется, шагнули вперед, но сути это не меняет. Мое отношение к этому простое – как и любое другое киносредство, 3D хорошо, когда уместно, когда оно «в тему». Мне не нравится «Аватар», но мне нравится фильм Мартина Скорсезе “Hugo” – вот там 3D использовано очень удачно.
Куда все это движется? Да никуда особенно не движется. Кино как было, так и будет разным – что за рубежом, что в России. Авторского, малобюджетного кино без всяких трехмерных примочек тоже еще никто не отменял. Я не вижу связи между развитием технологий и уровнем кинематографа.
- Сейчас YOUTUBE является, возможно, самой популярной площадкой для воплощения своего творческого потенциала, который может некоторых особо одаренных ребят вознести до статуса звезд – Джастин Бибер, явный и достаточно противоречивый тому пример. Его появление, расцвет и критика принесли много денег его продюсерам, а также создали формулу успеха, которую используют и другие, и довольно успешно, самое главное – угадать с аудиторией, и направить туда все ресурсы. На Ваш взгляд, не признак ли, что это деградации западной поп-сцены?
- А мне нравится, что появилась такая площадка, как YOUTUBE – любой талантливый музыкант имеет возможность реализовать себя, показать себя миру. Так же, как и всякая бездарность, разумеется, но разве равные шансы для всех – это не здорово? А популярность Бибера, на мой взгляд, связана скорее с хорошими пиар-менеджерами, а не конкретно с YOUTUBE. Проще говоря, Бибер отлично раскручен, вот и весь секрет. Но ведь есть Бибер, а есть, допустим, Adele или Radiohead, и они тоже очень популярны, но и музыку делают интересную и самобытную.
Так что западная поп-сцена очень многообразна, поверьте, она состоит не только из Бибера, и там множество интересных музыкантов, благодаря которым о деградации говорить не приходится.
- Чтобы Вы хотели пожелать молодому человеку, который чувствует на себе давление общества, подавление своего потенциала и который от низкой самооценки не может себя раскрыть?
- Не думаю, что сейчас существует какое-то «давление общества» на молодых людей. Скорее наоборот – наш век прекрасен тем, что именно сейчас у каждого появились почти безграничные возможности для самовыражения – есть Интернет, есть свобода слова, есть огромное количество молодежных организаций, сообществ. Думаю, что если молодые люди утверждают, что им что-то мешает, то чаще всего это что-то внутреннее – комплексы, страхи, лень, психологические преграды. Поэтому пожелание одно – дерзайте и раскрывайтесь, невзирая ни на что! Начните менять самих себя, и мир вокруг начнет меняться вместе с вами.
Интервьюер: Бикчурин Дамир. (13.3-200)
Использование фото лично одобрено интервьюируемым