Непростые музыкальные будни
Учиться в музыкальной школе сможет не каждый. А чтобы сделать основным местом учебы школу с музыкальным уклоном, нужно иметь огромный талант и выдержку. Именно этими качествами обладает Дарья Васильева, выпускница 2014 года Средней специальной музыкальной школы при Казанской государственной консерватории (ССМШ при КГК), которая поделилась всеми тайнами из мира профессионального музыканта.
- Как ты пришла в музыку?
- Сколько себя помню, я всегда была в музыке - с сознательного возраста. Уже в 4 года меня отдали в музыкальную школу, потому что и мама музыкант, и бабушка - ну куда ещё ребенка отправить.
- По каким специальностям ты обучалась?
- Основная специальность у меня фортепиано. Позже появились другие специальные предметы,такие как камерный ансамбль,концертмейстерство и т.д.
- Не тяжело было в таком раннем возрасте заниматься музыкой?
- Как раз в раннем возрасте это приносило только удовольствие,а все трудности данного занятия пришли позже.
- Значит, у тебя не было такого, как у большинства детей - родители заставляют ходить в музыкалку, и тебе "из-под палки" приходится до ночи заниматься нелюбимым делом?
- Нет,такого, к счастью не было. В детстве я отождествляла школу с домом,в самом лучшем смысле.
- Это прекрасно! И, наверное, мечтала стать великим пианистом?
-Как ни странно, нет. Я всегда осознавала свой потолок, понимала, что буду хорошим пианистом, но не великим. Это помогало мне лучше переносить неудачи, которые неизбежны в этом деле.
- В каких музыкальных учреждениях ты обучалась, помимо ССМШ?
- Я училась там с самого начала – именно в ССМШ меня отвели родители в 4 года. Для поступающих 4-х и 5-тилетних детей существует платное подготовительное отделение, послеокончания которого сдаешь экзамены для поступления в первый класс, и последующееобучение является бесплатным.
- Получается, ты никогда не училась в обычной школе?
- Получается, что да. И поэтому нам часто говорили,что мы не похожи на детей, которые учатся в обычной школе. У нас не было детства в прямом смысле этого слова,со всякими безумными играми и т.д.
- Никогда не думала перейти из ССМШ в другое место, поспокойнее?
- Где-то в средних классах бывали такие мысли периодически, но они тут же пресекались на корню в первую очередь родителями,затем педагогами, да и вообще всеми.
- Какие трудности существуют у ученика ССМШ?
- Учиться здесь - это большоеиспытание для нервов,для выдержки. Людям со слабыми нервами здесь оченьтяжело, а также нетерпеливым и тем,кто легко опускает руки. Также здесь как в спорте - бывает, что какой-то конкурс вознесет тебя, ты чувствуешь себя на вершине, а следующий не даст хороших результатов. Многое зависит от удачи. Вообще, большая трудность - элемент случайности.
- Думаю, вас к этому готовят преподаватели. Расскажи поподробнее о них.
- Преподавателям приходится нелегко,особенно преподавателям общеобразовательных предметов-из-за музыкальных специальностей в нашем расписании им не хватает часов на обычные уроки. Поэтому им приходится проводить дополнительную работу, например по сжатию материала. Так как наша школа находится при консерватории, существует интересная практика - работа профессоров консерватории с учениками ССМШ. Это развивает,прививает больший интерес к своему делу, и ты, можно сказать, совмещаешь уже с учебой в школе и учебу в консерватории. Это также дает больший опыт. Преподаватели стараются дать нам возможность больше проявить себя: выступить на концертной эстраде не только в школе, но и в других концертных залах, музеях и т.д.
- Вас сильно загружают учебой?
- Да,в этом плане очень тяжело. Большая нагрузка и по общим предметам, и по музыкальным. Нужно уделять как минимум несколько часов в день конкретно игре на инструменте, а также много времени занимают такие предметы как сольфеджио,гармония, которые влияют на общее развитие музыканта и способствуют улучшению его профессионального уровня. Поэтому необходимо любить свою профессию, иначе не получится выдержать этот бешеный ритм.
- С таким уровнем нагрузки, наверное, просто нереально находить время на личную жизнь?
- Да,с этим обстоит нелегко,потому что в школе проводишь время с утра до позднего вечера,и на какие-то личные дела остается совсем немного времени.
- В обычных школах перед выпускными вечерами сдают ЕГЭ, а какие экзамены у вас?
- У нас вместо ЕГЭ - государственные экзамены по специальности и различным предметам для каждого отделения (камерный ансамбль, оркестр, методика преподавания, квартет и т.д.).
- Тяжело было их сдавать? Как ты справилась с этим?
- Конечно тяжело,но я могу сказать, что при нашем уровне подготовки (за это спасибо нашим учителям по спец.муз.предметам) и при наших стараниях это все не так страшно,как казалось, например, год назад. Все мы много занимались,желая хорошо сдать экзамены, и достигли желаемого. Я справилась с этим благодаря поддержке, которую находила в семье и кругу друзей.
- Ну и напоследок, какие у тебя планы на будущее?
- На ближайшее будущее - поступление в Казанскую государственную консерваторию. Далее планирую работать в сфере музыки: во время учебы, думаю, что буду концертмейстером, потом предполагаю остаться работатьв консерватории. Это мои реалистичные взгляды на будущее.
Фото из личного архива Д. В.
Tags: музыка