Я горжусь тобой, дедушка
День Победы – великая дата в истории нашей страны. 75-летие Победы я встречаю с двойной грустью, ведь ее не отметит мой любимый дедушка, ветеран Войны, Агзаметдин Имамович Вильданов. Мужественный, стойкий, сильный, местами жесткий, и в то же время добрый. Человек, переживший многочисленные испытания, но все равно не потерявший любовь к этому миру. В августе прошлого года он ушел на 96-м году жизни, не дожив до юбилея девять месяцев.
Лето, 1943 год. Село Старый Багряж-Елхово. По дороге шагают двое: уже немолодой отец и его 19-летнии сын. Скрепя сердце он отдает проклятой войне второго своего орла. «Береги тебя бог, сын», – все, что смог произнести родитель на прощание. Пока еще не до конца понимая, куда он отправляется, юный Агзаметдин шагал навстречу жестокостям и смерти. В тот же день из этого села проводила двух старших братьев и 13-летняя красавица Хайрия, будущая жена деда – моя дорогая бабушка. Ждала она их всю жизнь, но, к сожалению, не дождалась. Один пропал без вести. Другой, вероятно, попал в плен. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Я получил ранение уже в августе того же года, рассказывал дед. Последнее, что помню, мощный взрыв. Очнулся где-то в лесу. Ну все, думаю, это конец, мы в плену. Ничего не слышу, в ушах шум. Потрогал их, а там кровь. Оказывается, контузило. Вдруг чувствую, кто-то проверяет мои карманы. Открываю глаза и вижу: надо мной склонилась девушка, что-то ищет. Нашла метрику, открыла, прочла: «Красноармеец Вильданов». Сквозь пелену слабо послышался ее голос. Она смотрела на меня и улыбалась. Мне почему-то сразу хорошо стало, я понял, что я у наших. Отключился обратно. Когда проснулся снова, мой слух стал более ясным. Она сразу подбежала ко мне, спросила о моем самочувствии. Она была медсестрой. Оказывается, я попал в лесной госпиталь, к нашим. Мы с ней подружились. Она была русской, не старше меня. Веселая, красивая девчонка с зелеными глазами и со светлыми волнистыми волосами. Через некоторое время узнал, что их эшелон попал под бомбежку. Никто не выжил, в том числе и она.
Проклятая война, забравшая молодые жизни и поломавшая судьбы.
Дед часто вспоминал его самые первые фронтовые дни. Идет бой. Пока еще неопытный боец изрядно отставал от товарищей и как-то умудрился свалиться в окоп. Встал и видит перед собой его – юного немецкого солдата, который готовился выстрелить.
Я быстро очухался и опередил его. Сам не понял, как достал автомат и выстрелил. Я начал плакать от жалости, не хотел никого убивать, но надо было. Либо ты, либо тебя. После этого только дошло, где на самом деле нахожусь. Потом уже пошло-поехало. Такие кошмары видели, не дай бог вам такое пережить! Первого своего убитого врага я никогда не забуду, мне его жаль до сих пор. Дед достает свой платок, слез уже не сдержать.
Я представила: двое молодых парней стоят, прицелившись друг в друга. Чьи-то сыновья, одного из них не дождется мать.
Знаешь, что тяжелее всего мне далось на войне, кызым? Терять друзей и товарищей. Изо дня в день каждого по очереди. Один попал под обстрел, около другого взорвалась мина, третий сгорел вместе со своим танком, четвертый скончался от ран и так до бесконечности. Только вчера мы разговаривали, смеялись, мечтали вернуться домой, а сегодня одного или двоих уже нет.
У деда был лучший друг, тоже фронтовик. Высокий, крепкий, статный пожилой мужчина. Оба вернулись живыми и здоровыми, создали свои крепкие семьи, вырастили детей и внуков, и всю жизнь хранили дружбу, хотя и жили далеко друг от друга. Часто вспоминали своих товарищей, которые остались лежать там, в полях, сложив голову за Родину.
Колено болит опять, окаянное, ворчал дед. С этим коленом он мучился всю жизнь. В его чашечке застрял осколок от снаряда – «подарок» войны. Извлечь его без последствий было невозможно. Так и остался в нем навсегда.
Победу дед с товарищами встретили в городке под Берлином. По его словам, от этой новости закружилась голова, глаза наполнились слезами счастья. Наконец-то, ад позади. Мы выстояли, мы смогли. Все кричали «ура», обнимались, подбрасывали каски.
Я сразу представил, как бегу по траве к своей родной деревне, к матери с отцом. Но домой я попал еще не скоро: служба длилась еще два года. Предлагали даже остаться, но я не согласился. Куда я без своей Родины. На чужбине я бы жить не смог.
Дед вернулся в 1947 году. К этому времени выросла и Хайрия, превратившись в скромную, красивую и трудолюбивую девушку. Поклонниц у молодого красавца-солдата было хоть отбавляй, но его выбор пал именно на нее. Прожили они 68 лет в горе, в радости, дали жизнь шестерым детям, стали нам внукам и правнукам примером. Умерли с разницей в три года почти в один день.
Дедушка кавалер орденов «Гвардия» и Отечественной войны II степени Награжден медалями «Георгий Жуков», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «За отвагу» и т.д.
Я всегда с восхищением смотрела на своего деда, гордилась тем, что я его внучка, такого сильного, смелого человека. В моих глазах он всегда казался супергероем. Этот май уже без него. Без них. Непривычно. В моих руках его медали, ордена, военный билет и фотографии. Яркую память о тебе, мой дорогой дедушка, я буду хранить всю жизнь. Об этой страшной войне, о победе, о подвиге твоем будут знать дети моих детей. Я горжусь тобой.
Ляйсан ВИЛЬДАНОВА
Фото из семейного архива