История о том, что «низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят»
На первых страницах моего экземпляра «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского кем-то написано: «Роман и по сей день читается на одном дыхании». Внимательно ли читал ли его тот, кто это написал?
«Преступление и наказание» – не из тех книг, которые можно прочесть за вечер, а наутро забыть. Нет-нет, эта книга поначалу всячески отторгает от себя – болезненной желтизной Петербурга, сдавливающими описаниями помещений и домов, удушающей жарой и духотой, постоянными числами, чья важность определена кабалистикой, неприятными взгляду видами питейных заведений и их посетителей и, самое главное, – мыслями главного героя романа, Родиона Раскольникова. Главная идея всего произведения, заключающаяся в теории Раскольникова, будет вкупе с каждой написанной деталью и каждым совершенным действием психологически давить на читателя. Но огромная грань человеческой души откроется тому, кто прочтёт «Преступление и наказание» до конца.
Встречаясь лицом к лицу с Родионом Романовичем и его делом, читатель затягивается в произведение, словно засасываемый водоворотом. Но не воды, а грязи, алкоголя, крови, растекшейся из головы старухи. Каждая деталь составляет картину куда более глубокую – путь от греха к его искуплению. Именно эта мысль вложена в название произведения, и именно её постигает Раскольников, естественно, не без чужой помощи. Лучиком света в окружившей его тьме становится Сонечка Мармеладова, чьи чтения Евангелия становятся для Раскольникова спасительным. Достоевский на примере Раскольникова показал, что каждый способен прийти к осознанию, к спасению, так же, как и каждый может сгинуть, словно Свидригайлов. И выбор остается только за самим человеком.
Для меня до сих пор остается загадкой то, почему такое произведение оказалось в школьной программе десятого класса. Наверняка составители программы, как и люди в печатном издательстве, стандартно думали лишь о том, что это – обязательная для прочтения, а потому чуть поднадоевшая всем свое назидательностью русская классика. А ведь это – одно из самых глубоких психологических произведений не только XIX века, но всех последующих столетий. Разве могут школьники в 16-17 лет осознать всю ту громаду, всю ту мощь, ту идею, которая до сих пор будоражит мысли людей и держит произведение Фёдора Михайловича на верхах рейтингов самых читаемых книг как в нашей стране, так и за рубежом? Многие сдадутся, не дочитав даже до убийства старухи-процентщицы. Между тем, основанное на действительных событиях преступление стало основой, на которой Раскольников выстроил свою глубочайшую теорию об одном из самых страшных смертных грехов и роли человека в этом грехе – может ли он убить или нужно страшиться одной мысли о страшном преступлении?
Не благодарное это дело, пересказывать все перипетии сюжета – их вообще нельзя пересказать. Нужно самому читать и перечитывать, прежде всего, дорасти до произведения духовно. Нужно самому окунуться, понять и ответить на главный вопрос – «Тварь я дрожащая или право имею?».
Дарья Миронова