«Охана – значит семья»: как ремейк «Лило и Стич» исказил главную идею мультфильма

23 мая 2025 года на экраны кинотеатров вышел ремейк известного на весь мир мультсериала от Disney “Лило и Стич”. Всего за 4 месяца он собрал кассу в 1 миллиард долларов, что почти в 4 раза больше, чем в свое время заработал его оригинал. Вопреки финансовому успеху фильма, рейтинги его достаточно противоречивы. С одной стороны, статистика онлайн-кинотеатров говорит нам о том, что зрители в среднем оценивают ремейк на твердую “семерку” из “десяти”. С другой стороны, мы почти полгода наблюдаем за разгорающимися возмущениями и критикой со стороны общества: киноэкспертов, блогеров, зрителей, фанатов мультфильма.
В этой статье мы сравним ремейк и оригинал “Лило и Стич”, а также подробно расскажем, как Disney за 100 миллионов долларов успешно исказил идею оригинального мультика и заработал миллиард на чувстве ностальгии.
Нуждался ли оригинал в ремейке?

Сюжет мультфильма разворачивается на далеком тропическом острове Гавайи, где живет непохожая на других девочка Лило, которая из-за ранней гибели родителей остается на попечении старшей сестры Нани. Она одинока — Нани много работает, чтобы обеспечить их семью, и дабы сгладить одиночество Лило, сестра заводит ей “странную, но очень милую собачку”, которую девочка называет Стич. Однако на самом деле Стич — это инопланетный эксперимент №626, опасный и неуправляемый беглец, за которым охотятся межгалактические силы. Лило и её старшей сестре Нани предстоит не только справиться с хаосом, который учиняет их новый питомец, но и защитить его. Эта трогательная история доказывает, что даже самые разные существа могут стать настоящей семьей, ведь «охана» — это значит семья, а семья — это значит, что никто не будет брошен.
«Охана — значит семья, а в семье никого никогда не бросают и не забывают», – так звучит девиз мультфильма “Лило и Стич”. Картина культивирует семью как высшую ценность в жизни каждого человека, как опору и поддержку, учит идти на компромиссы и принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками. Такой посыл легко понять, легко принять, и героям такого мультика легко сопереживать.
По большей части, ремейки в кинематографе необходимы для переосмысления “классики”, ее адаптации к современным реалиям. Ремейк — это деконструкция истории, которая по каким-то причинам потеряла актуальность спустя годы. Как пример, нашумевший ремейк “Белоснежки”, в котором теперь звучит феминистская повестка и рефлексируется роль женщины в обществе.
И проблематичность ремейка на мультфильм “Лило и Стич” в том, что конкретно эта история не нуждалась в переосмыслении. Если со дня выпуска “Белоснежка и семь гномов” прошло 80 лет, то события “Лило и Стич” разворачиваются в современности. Оригинальный “Лило и Стич” был простой, но очень жизненной историей. В нем нет идеи или темы, которую наше общество рефлексирует и интерпретирует по-новому, но Disney предприняли попытку переосмыслить главный посыл мультфильма. Удачную или нет — уже решили зрители.
«А ты спросила у неё, нуждается ли она в тебе?» или новые ценности Disney

Деконструкции подвергается как раз единственный столп, на котором держался мультфильм — идея о семейной общности. “Лило и Стич” 2025 года выдает повестку, прямо оригиналу противоречащую — говорит со зрителями на тему личностной реализации и о том, как в тяжелых жизненных условиях выбирать себя. Пытается показать, что даже в такой сложной ситуации, как потеря родителей и ответственность за жизнь младшей сестры, человек имеет право на собственную реализацию. И вносит первое изменение в оригинальный сюжет: у Нани, сестры Лило, появляется мечта отучиться на океанолога.
В интервью журналу Deadline режиссер Флейшер Кэмп описал оригинальную Нани как “слишком наивную для человека в её положении”, а её “положение” заключалось в том, что ей пришлось “отказаться” от многих своих “мечтаний”, потому что она “унаследовала ответственность” за заботу о Лило. По словам режиссёра, “было ощущение, что ей будет непросто проникнуться идеей „Оханы“, потому что она наверняка чувствовала бы себя так, будто ей тяжело”.
К сожалению, у Кэмпа не получилось грамотно встроить эту идею в фильм. Для реализации принципиально новой идеи в сюжет ремейка были добавлены новые персонажи, которых не было в оригинале. В числе них — соседская бабушка, которая периодически появляется в кадре и мотивирует Нани “исполнить мечту”. Ей и принадлежит контроверсивный вопрос — нуждается ли в тебе Лило? — что само по себе противоречит понятию “охана”, которое также используется в ремейке. Как результат, из любящей сестры и сильной девушки, которая в мультфильме боролась за свою сестру и сохранность их маленькой семьи, Disney сделал персонажа, который в конце фильма оставил шестилетнего ребенка на попечении чужого человека ради учебы в Калифорнийском университете в Сан-Диего.
Персонажи и сцены, которые мы потеряли

Видоизменение некоторых сцен вполне нормальное явление для ремейков. И хотя хронометраж фильма и оригинала, в целом, совпадает, есть ряд изменений, на которые стоит обратить пристальное внимание.
Сцены в фильме сменяются стремительно, многие из них максимально урезаны, а переходы в некоторых эпизодах отсутствуют, из-за чего сюжет воспринимается как набор случайных кадров, толком не связанных между собой. По большей части это касается сюжетной ветки, которая протекает в космосе и служит завязкой: суд над Джамбой и его экспериментом “626” и его побег на Землю. Скорее всего, причина такой спешки в CGI анимации, которая стоит немалых ресурсов, из чего можно сделать вывод, что компания вложила бюджет куда угодно, но не в раскрытие инопланетного сюжета. Поэтому зритель видит лишь общие факты о произошедшем, но, к сожалению, не на том глубоком уровне, который предлагает оригинал 2003 года.
Стоит уделить внимание и важным персонажам, которые также подверглись изменениям. Вместо харизматичного ученого-гения Джамбы мы увидели настоящего злодея, которого изначально оригинал не предполагал. Отчего-то Джамбо, будучи в мультфильме глубоко увлеченным, юмористическим персонажем, которому не чужда эмпатия и рационализм, в ремейке фанатично, без грамма сожаления охотится за Стичем. При том, что весь фильм этот герой одержим идеей уничтожить свой эксперимент, нелогично выглядит его милосердие в финале картины и спасение Лило, которой он не уделял особого внимания в фильме. Disney, помимо прочего, отказались от гендерной интриги и “переодевания” в отношении мистера Пликли, напарника Джамбо, что лишает ремейк существенной доли юмора, присущей оригиналу.
Как Disney заработал миллиард на чувстве ностальгии?

Подводя итоги, хочется отметить, как компания вместо того, чтобы создавать новые, хорошо прописанные сюжеты, играет на чувстве ностальгии аудитории. Disney не просто выдаивают ремейками уже известные миру картины ради выручки — они меняют сюжеты культовых мультфильмов в худшую сторону, а идеи и ценности, которые учат нас с детства светлым и правильным вещам, выворачивают наружу.
Ремейк “Лило и Стич” вышел сносным, но не более, и как отдельное произведение, с иным названием и персонажами, считался бы вполне неплохим. Но в сравнении с оригиналом, в котором присутствовали уникальные и любимые миром герои, красивая идея о семейных ценностях и принятии друг друга, неповторимая атмосферой острова, который будто бы замедлился и никуда не спешит, ремейк значительно проигрывает. Попытка приблизиться к оригиналу атмосферой и фантастичностью не увенчалась успехом из-за проблематичности CGI анимации и спешки, а переосмысление идеи не выдерживает никакой критики.
Елизавета КОПЫЛОВА
