1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как воспитать послушного ребенка?

Дата: . Опубликовано в Тема

sMZDoh1WYQE

22 июля первая бизнес-школа клубного типа «Бизнес Инсайт» провела вебинар, в рамках которого специалист по вопросам возрастного психического развития и детско-родительских отношений Елена Козлова рассказала, кто такой «послушный ребенок» и нужно ли в принципе воспитывать послушание в XXIвеке. Модератор — Светлана Кутукова.

Воспитание детей — это актуальная тема во все времена. Перед новоиспеченными родителями всегда возникает вопрос: «Как воспитывать ребенка, чтобы он был послушным?». Но нужно ли это делать? Елена Козлова помогла нам в этом разобраться.

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова понятие послушания связано с актом подчинения:

«Послушание — повиновение, покорность. Требовать от детей послушания. Послушания родителям».

А есть ли разница между послушанием и дисциплинированностью? Ведь, на первый взгляд, это два схожих по смыслу понятия. По мнению Елены, послушание можно воспитать, а дисциплинированность — это черта характера, которая поможет ребенку включиться в социальные отношения. Кажется, что дисциплинированность — это хорошо, а послушание рассматривается со знаком «минус». Однако, с точки зрения психологии и педагогики, послушание — это первая ступень к дисциплинированности. То есть, не будет дисциплины без послушания на первых порах. Но здесь важно, чтобы послушание переросло в дисциплинированность, иначе ребенок в своей взрослой жизни будет послушен всем: родителям, учителям, супругу или супруге, начальнику. Тут мы приходим к выводу, что послушание нужно и важно, но в здоровых рамках.

Перед тем, как спрашивать себя, как заставить ребенка слушаться, родителю следует ответить на следующие вопросы:

  1. Что нужно изменить в себе, чтобы ребенок меня слушался?
  2. А учитываю ли я возрастные особенности ребенка?
  3. Не слишком ли много или мало я предъявляю к нему требований?
  4. Учитываю ли я его собственные потребности? Или я уже выстроил свой образ идеального ребенка, под который пытаюсь подстроить своего?
  5. Последователен ли я в своих требованиях? Бывает ли так, что сегодня я разрешаю ребенку одно, а завтра это же ему запрещаю?
  6. Как часто я побуждаю ребенка вести себя правильно?
  7. Насколько тесен эмоциональный контакт между мной и ребенком? Насколько часто я замечаю его эмоции? Как часто я его обнимаю, целую и разговариваю с ним по душам?
  8. Я веду себе так же, как требую от ребенка?

Далее Елена привела четыре причины, почему дети слушаются родителей:

  • Ребенка делает послушным позитивная эмоциональная зависимость — любовь к родителям и любовь родителей.
  • Ребенок понимает требования родителей, и они совпадают с его возрастными потребностями, в том числе с потребностью в самостоятельности.
  • Родители сами подают пример правильного поведения.
  • Ребенок должен знать и понимать, что его неправильное поведение влечет за собой неприятные последствия.

Так, мы приходим к выводу, что пример нативного воспитания гораздо сильнее, чем те декларации, которые время от времени родитель озвучивает своему ребенку.

По словам спикера, есть множество воспитательных мер, которые могут применять родители, но основные это:

— позитивное подкрепление родительских требований;

— игнорирование нежелательного поведения;

— негативное подкрепление родительских требований.

И в заключении онлайн-встречи Елена дала семь эффективных советов, которые помогут родителям правильно разговаривать со своими детьми:

  1. Установить зрительный контакт
  2. Задания стараться давать четкими и понятными
  3. Вместо нотаций и указаний — предложение подумать, что в следующий раз сделает по-другому
  4. Не использовать отрицательную частицу «не»
  5. Вместо гиперопеки — поддержка и внимание
  6. Научиться слушать и слышать ребенка
  7. Послушание — вслушивание в себя и другого

Альбина ВАЛИШИНА