1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Профессия бортпроводник: быть или не быть? И что делать, если хочется все-таки “быть”?

Дата: . Опубликовано в Тема

 

Не многие решаются даже мечтать о такой “заоблачной” профессии, как бортпроводник. Ведь понимают, что помимо всех “романтических” составляющих этой работы, быть стюардом или стюардессой - это быть профессиональным спасателем жизней, а также терпеливым и заботливым сотрудником одновременно.

Стюардесса одной из крупнейших авиакомпаний России, Алсу Шакирзянова, рассказала о том, насколько реальна профессия бортпроводника для обычного человека, о плюсах и минусах постоянной работы в воздухе, карьерном росте и том, стоит ли злоупотреблять пассажирам безотказностью “синей кнопочки” вызова бортпроводника.

-Здравствуйте, Алсу! Я знаю, что Вы начали работать стюардессой относительно недавно. А значит, и воспоминания у Вас все еще новы и свежи! Расскажите свою историю того, как Вы выбрали и как смогли прийти к профессии бортпроводника?

-Добрый день! Пожалуй, многие “большие” истории начинаются с какой-либо мелочи, случайности. Так было и у меня: однажды, когда ещё училась в школе, я краем глаза увидела по телевизору сериал про стюардесс, который меня почему-то сильно зацепил. Я подошла к маме и сказала: «Я хочу быть стюардессой!». Сразу нашла группу ВКонтакте, в которой было много информации по поводу этой работы: опытные стюардессы отвечали на вопросы новичков в этом деле, обсуждали авиакомпании и их требования. Там я впервые узнала ужасное слово "ВЛЭК" (но об этом, наверно, попозже), там же я и решила отложить свою мечту подальше, потому что была уверена, что хочу я чего-то просто недостижимого.Лишь через долгое время, когда уже закончила университет, передо мной встал серьезный вопрос: “Что делать дальше?”. И тут мне вспомнилось мое подростковое желание.  Напомнила мне о нем мама, как-то в шутку сказав: «А вот помнишь, ты хотела стать стюардессой». Сама сказала - сама, наверное, и пожалела, - смеется Алсу.

-Я загорелась. А это уже - полдела. Спустя полгода ожидания ответа от авиакомпаний и изучения английского я, наконец, поехала на свое первое собеседование. Через некоторое время уже на второе, в другую авиакомпанию, с которой я и связала свою жизнь сейчас. 

-Что нужно знать и сделать обычному человеку, который мечтает стать бортпроводником?

-Идеальный план действий и развития событий для будущих бортпроводников такой:

1. Выбираете компанию, в которой хотите работать. Это самый важный пункт. Нужно понимать, чего вы хотите от этой работы: путешествий, денег или удачно выйти замуж... Разные компании предлагают разные условия.

2. Оставляете резюме на сайте АК и ждете звонка. Перед этим лучше повторить типичные фразы на английском, которые вас могут попросить перевести: "Принесите мне, пожалуйста, стакан воды" и т.д.

3. Получаете приглашение и едете на собеседование. Одеться нужно как в офис: для девочек - это черные туфли, юбка, белая блузка, помада, пучок. Не волнуетесь и не переживаете. Верьте в то, что Вы именно тот, кто им нужен!

4. Слышите заветное: "Да, мы пришлем вам список врачей, которых вам необходимо пройти" и начинаете проходить ту страшную ВЛЭК (врачебную лётно-экспертную комиссию), которая пропустит дальше далеко не всех. Вспоминаете о всех своих “болячках”, сидите целыми днями в очередях и спустя недели 2 всё готово. Поэтому, лучше заранее узнать, с какими болезнями врачи не пропускают, и не тратить свое время зря.

5. После успешного прохождения ВЛЭК, начинается, пожалуй, самое интересное. Вы начинаете учиться. Это два или три беззаботных (тогда, конечно, так не кажется) месяца, новые друзья, знакомства, много смеха в аудитории, интересные знания и предметы, получение навыков принятия родов, спасения жизней... Всё то, ради чего вы здесь собрались: самолёты.

6. Сдаете экзамены, экзамены и ещё раз экзамены.

7. Впервые примеряете форму и стараетесь не расплакаться от счастья...

8. Поднимаетесь в небо, но уже не в качестве пассажира. Ваши первые полеты в качестве стажёра, ваши первые пассажиры, ваша первая зарплата! Новые люди и события, удивительные виды, облака и Небо - теперь неотъемлемая часть вашей жизни…

-Среди тех людей, кого взяли после собеседования на обучение, были такие, которых не взяли впоследствии на работу?

-Да, в моей группе было два человека, которые отсеялись в процессе обучения и работы. Один мальчик не смог сдать экзамены по АСП (аварийно-спасательная подготовка), другая девочка после нескольких стажерских полетов пролежала в больнице с проблемами с носом. Поэтому, прежде чем идти учиться, нужно хорошо проверить, готовы ли ты и твой организм к такой работе.

-Возвращаясь к теме обучения, какой экзамен было тяжелее всего сдавать? По какому “предмету” Вас “гоняли” строже всего?

-Можно спросить любого бортпроводника, и он ответит - АСП. Это самый любимый и самый сложный предмет. Это основа основ. Здесь мы учимся открывать и закрывать двери, переводить их в положение ARMED (когда полетите в следующий раз, обратите внимание на объявление по громкой связи: "Внимание экипажу, двери в положение ARMED"), учимся эвакуировать людей с самолёта и т.д. Здесь мы даже имитируем крушение самолета на воду и проводим аварийно-спасательные операции.

-А есть ли в профессии бортпроводника карьерный рост?

-Особенного карьерного роста в этой профессии нет. Максимум можно стать старшим бортпроводником или бортпроводником-инструктором. Старший бортпроводник следит и контролирует работу всей бригады, решает спорные вопросы на борту. Бортпроводник-инструктор же обучает стажеров, контролирует за выполнением всех инструкций и техники безопасности.

-А как долго бортпроводник может работать бортпроводником? Со скольких лет у Вас выходят на пенсию?

-Если я не ошибаюсь, раньше год шёл за 1,5. Сейчас во многих авиакомпаниях вредность отменили. Я, например, встречала и 50-летнего стюарда. 

-Каково это - постоянно быть в воздухе?

-Когда мы летим, я особо не чувствую, что нахожусь в воздухе. Напоминает о том, что мы не на земле то, что постоянно хочется пить, опухают ноги и сохнут губы. Но каждый организм индивидуален, и не все так легко переносят полеты.

-Что Вы больше всего любите и не любите в своей работе?
-Больше всего люблю тех прекрасных людей, с которыми я имею возможность знакомиться. Иногда такое ощущение, что на борту собралась какая-то бригада безумно талантливых и интересных людей, с которыми не хочется расставаться так быстро. Но мы никогда не полетим одним и тем же составом два раза. Смена состава - это то, что делает эту работу непредсказуемой. Но и это мне тоже нравится.
Ещё люблю выходные! - смеется стюардесса. -Кто их не любит? Люблю отпуск в 71 день и дешевые авиабилеты для сотрудников.
А не люблю я, когда пассажиры злоупотребляют нажатием на “синюю кнопку”, когда хотят пить. Вообще, эта кнопка была придумана явно не для воды, поэтому всегда вспоминайте притчу о пастухе, овцах и волках, когда захотите в 5-ый раз нажать на кнопку. Если можете, подходите за водой к бортпроводникам сами.

-А сколько часов после полета бортпроводники отдыхают? Говорят, у людей Вашей профессии обычно совсем нет времени на личную жизнь, семью? Это действительно так?

-Между полётами должно пройти минимум 12 часов. Отдыха нет, если рейсы менее 5 часов. А когда даже в одну сторону более 5-ти, это уже считается командировкой, и отдыхать, придется не дома. Вот от того, какие у вас рейсы, и зависит, сколько времени вы будете проводить в своем городе, а сколько в чужом.

А также, многое зависит от компании. Если вы выберете чартерную авиакомпанию, то вы на неделю полетите в Турцию, Доминикану, или, например, на Кубу и будете выполнять полёты оттуда. А значит, и отдыхать между полетами будете в этих краях.

-А какие бонусы есть у сотрудников авиакомпании, в частности, у вас, бортпроводников?

-Бонусы в моей АК - это медицинская страховка, отпуск 71 день, корпоративные скидки на рестораны, салоны красоты, магазины одежды и т.д. И мое самое любимое - служебные билеты. Если в самолете любой авиакомпании мира, которая входит в один альянс с нашей, остаются свободные места, то мы можем купить эти места с огромной скидкой. Чтоб Вы понимали, из Москвы в Казань можно улететь за 700₽ в одну сторону. Или, например, сейчас билеты из Москвы в Тайланд стоят примерно 40 т.р. туда и обратно, а мы можем купить их за 11 т.р. Знаю многих коллег, которые таким образом летают в самые разные уголки нашей планеты - Австралия, Новая Зеландия, Исландия…

-Считаете ли Вы, что самолёт - самый безопасный вид транспорта? Никогда не боялись летать?

-До того, как стала бортпроводником, я летала 4 раза. Никогда не боялась. Наоборот, на взлете до сих пор иногда приятные чувства в животе. У нас были и такие обучающиеся, кто не летал вообще, представляете? Не знаю, что бы они делали, если бы оказалось, что они плохо переносят полеты.
А насчёт безопасности, могу сказать, что несмотря на то, что крупные авиационные происшествия ещё случаются, перелёты стали в четыре раза безопаснее, чем 25 лет назад. Это при том, что число полетов выросло в два раза. Так что да, я считаю самолет — одним из самых безопасных видов транспорта.

Bez nazvania

 

Гузель Хабибуллина

фото предоставлено респондентом