У войны недетское лицо
«Спустились в подвал и выжидали. Каждый слышал все взрывы на протяжении нескольких часов». Лия Зазубик родилась в деревне Кожмудор Республики Коми 8 апреля 1935 года. После начала войны отца сразу забрали на фронт. Без кормильца семье из семи человек приходилось тяжело. Лия Зазубик была старшим ребенком, поэтому уже с малых лет на ее плечах лежала большая ответственность.
— Какое влияние оказала на вас война?
— В годы войны мы возмужали, быстро повзрослели.
— Расскажите о своем детстве.
— Я родилась в деревне. Небольшая деревня, но жилось там очень весело. Все соседи и знакомые как родные люди. Играешь, никто не обижает, приходишь домой довольная. Хотя во время войны детство было очень трудное.
— Сколько вам было, когда началась война?
— Мне было шесть.
— Помните ли вы свои чувства, когда Германия объявила войну?
— Мы видели лица взрослых, поведение мамы и бабушки. Я чувствовала тревогу, понимала, что случилось что-то нехорошее.
— Осознавали тогда, что происходит?
— Очень трудно было в то время взрослым, а нам — детям — казалось, что все неплохо. Да, часто голодали, месяцами не было хлеба. Мама всегда где-то работала, ради хоть каких-то денег. Воспитанием занималась бабушка. Она у нас была такая находчивая, что ни в один вечер мы не ложились спать совсем голодными. Никогда я не думала, что так трудно быть взрослым, пока сама не выросла.
— Как вы думаете, что помогло выжить во время войны?
— Старшее поколение выросло в Царской России, тоже в нелегких условиях. Так же голодали, мерзли, и эта закалка помогла выжить. Они были готовы к трудностям.
— Какое событие запомнилось больше всего?
— Когда мама работала бакенщиком, мы ей помогали. Выезжали в любую погоду, неважно, ветер или дождь. Однажды вышли в сильный шторм. Волны бросали лодку из стороны в сторону. Так страшно было, что я выпустила весла и легла на дно лодки. Думала, что так и погибну. Мама закричала: «Вставай, вставай, грести надо». Я все-таки нашла в себе силы встать. Наконец добрались до бакена и зажгли его, ветер стал утихать. Помню еще первый год войны. В начале июня тетя с маленьким ребенком и мужем забрали меня в Вологду. Дядя был военным офицером, поэтому его сразу забрали на фронт. Мне пришлось оставаться с тетей, чтобы нянчиться с малышом. Пока до дома добирались, началась бомбежка. Тетя взяла сына на руки, меня схватила другой рукой. Как сейчас помню, как мы бежали в бомбоубежище. Спустились в подвал и выжидали. Каждый слышал все взрывы на протяжении нескольких часов.
— Несмотря на все трудности, были веселые моменты?
— В восемь лет я пошла в школу, и там было весело. Дети всегда шумные, веселые. Даже праздники устраивали. На Новый год бумажными игрушками елку украшали, пели и танцевали. Самый радостный момент был, конечно, когда война закончилась. Не знаю даже, откуда в деревне об этом узнали. Все вышли на улицы: кто пляшет, кто поет, кто обнимается.
Война прошла, а трудные годы — нет. Голодали еще несколько лет — до самого окончания учебы.
— Вы можете назвать себя счастливым человеком?
— Я считаю себя счастливым человеком. Как бы ни было трудно, я смогла добиться в жизни того, чего хотела. Выучилась, была любимая работа, хоть и много чего потеряно.
— Какой совет вы дали бы молодым людям?
— Поступать всегда справедливо, трудиться в силу своих возможностей. Главное, чтобы не было войны и предательства. Тогда все будет хорошо.
Софья ЖЕЛЕЗОВА
Фото из архива Лии Зазубик