1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

«За сколько бутылок вас купили? Стоите все пьяные в хлам»

Дата: . Опубликовано в События

9p5jDN35QN4

Ситуация, связанная с шиханами в Башкортостане, актуальна уже не первый год, но в этот раз все зашло слишком далеко. Башкирская содовая компания, несмотря на протесты жителей республики, начала разработку горы Куштау. В связи с чем начались серьёзные протесты и бунты, один из ключевых прошел 16 августа 2020 года.

Изначально анонс был об уборке на территории у подножья горы, однако все прекрасно понимали, куда они идут на самом деле. Но наличие мусорных пакетов и перчаток на руках исключать не будем, все это при людях было. Помимо этого, все были одеты в соответствующую одежду для «субботника», при себе у многих были телефоны, фотоаппараты, камеры, в воздухе чувствовался серьезный настрой и напряжение. В целом, людей было очень много, тысяч 7-7,5, можно было встретить и детей, и пожилых, но основную массу составляла молодёжь.

У того самого палаточного лагеря, куда все держали путь, обстановка была невероятно накаленная, можно было наблюдать целый ряд автозаков, полицейских машин и скорых. Выстроившись в плотный ряд, ОМОН не давал проходу к палаточному лагерю. Пускают дымовые пушки, слезоточивый газ, в разные стороны летают палки, разъяренная толпа, кого-то уже повязали и повели в автозак. Находиться в такой атмосфере впервые очень тяжко.

Естественно, у протеста есть две стороны, и тут не обошлось без второй: стоит толпа работников БСК, которые, унижая и оскорбляя, а то и поднимая руки, отстаивают свою точку зрения, но выглядит это все менее убедительно, нежели со стороны жителей. Среди этого балагана ярко слышится одна фраза: «За сколько бутылок вас купили? Стоите все пьяные в хлам», которую выкрикивает мужчина.

На поле протестов и без медсестры не обошлось: «Кого увидишь, всех перевязывай», — с большим пакетом в руках, где много бинтов и перекиси водорода. И уже приходит мужчина с рассеченной губой, увозят на скорой парня, у других — глубокие порезы на ногах.

Начинается кипиш, говорят, что снесли железный забор с колючей проволокой. Даже не верится в эти слова. И тут, по чуть-чуть, люди начинают переходить на поляну, все время продолжая скандировать «Ҡуштау, йәшә!» — «Куштау, живи!». Молодые люди дружно начинают разбирать забор по деталям с помощью неизвестно откуда взявшейся болгарки, и таким темпом буквально через час забор разобран, и из его составляющих построены две большие баррикады.

Времени проходит уже много, а уходить без результата никто не будет, люди делятся друг с другом едой, водой, вещами срочной необходимости, все действуют сплоченно, и это не может не радовать.

Проходят переговоры с силовиками, и принимается первое решение, начинают понемногу вывоз техники. А далее ожидание приезда главы республики.

И в этой суматохе люди дружно, благодаря финансовой помощи тех, кто не смог присутствовать лично, начинают организовывать стол с различной едой и питьём, приносят пакеты с продуктами, различные колбасы, сыры, лепешки, овощи, консервы раскладывают по тарелкам и дают нуждающимся.

И в это время у нас завязывается разговор с одним молодым человеком, мнение которого мы решили узнать:

— Здравствуйте. Как вас зовут, сколько вам лет и откуда вы приехали?

— Меня зовут Расул, мне 25 лет, я приехал из Уфы.

— Откуда и как давно вы узнали про эту ситуацию?

— Когда появилось в СМИ, я не знаю, какая там дата, не хочу приурочивать к чему-то, то есть мы просто хотели приехать, и мы сегодня смогли приехать.

— С какой целью вы сюда приехали?

— У нас цель — поддержать людей. Изначально наша цель — выразить нас как либертарианцев, я просто представитель либертарианской партии. В первую очередь нас очень возмущает, что люди, которые здесь мирным путем защищают свои интересы, не с дубинками выходят, не кидают камнями ни в кого, просто сидят, пришли сюда, сидят в палатках, и к ним применяется насилие, применяется сила со стороны силовиков, которые приходят и разрушают их лагеря, и т.д. К тому же, мы считаем, что настоящими потомками-собственниками являются люди, которые здесь живут, а никак не частные компании, которые сюда приходят и пытаются сделать на этом деньги, то есть единственные, кто на самом деле имеют право распоряжаться этой землёй, наверно, именно её коренные жители, а не вот кто-то ещё там, поэтому если они не хотят, чтобы тут что-то разрабатывалось, то они имеют право это отстаивать, то есть никакая частная компания не имеет права сюда вмешиваться. Ну, и конечно, возмущает эта связка государство-частная компания, мы, как либертарианцы, выступаем абсолютно против государства в любом его проявлении, в том числе и в таком, как сегодня, и, разумеется, надо не забывать, что деньги, которые сегодня будут сделаны на этом месторождении, они точно не будут никак распределены между людьми, которые здесь живут, собственно, как у нас с нефтью, как жители Дальнего Востока тоже бедные, здесь история похожая. И получается, эти деньги уйдут в офшоры, кучке людей. Просто считаю, что с приходом Радия обстановка очень токсичная становится.

— Вы отстаиваете свою позицию силой, идя на ОМОН, вместе со всеми, или для массовки и оглашения ситуации?

— Наверно, учитывая, что нас всего пять человек, мы силу не сможем применить, только если со всеми, но мы в первую очередь против насильственного протеста, мы против насилия, если в отношении нас осуществляется насилие, мы тоже на насилие ответное можем пойти, просто, конечно, мы будем стараться избегать. В первую очередь, разумеется, для освещения проблемы, чтобы как можно больше людей через наши соцсети узнали о Куштау.

— Как думаете, какой исход будет у данной ситуации?

— Я не человек, который любит загадывать. Зная нашу страну, наверно, скорее всего, все будет плохо все равно, и, скорее всего, протест потом, может быть, утихнет, но, учитывая положительный опыт Хабаровска, я всё-таки хочу верить, что люди здесь переймут какие-то положительные стороны, и, может быть, произойдет то, что до этого никогда не происходило, и люди на самом деле будут отстаивать каждый день и в итоге добьются своего.

Тем временем сообщают об общем собрании. Все собираются в большой круг, в середину которого становится глава республики Радий Хабиров, и, как будто невероятно описывая эту обстановку, начинает дико лить дождь.

Выждав окончание дождя и собрания, все получают — пока — более-менее положительный исход протеста и с облегчением собираются по домам, при поддержке проезжающих мимо.

Арина САВЕЛЬЕВА

Фото автора