1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Жизнь после окончания университета: как живут вчерашние студенты?

Дата: . Опубликовано в Тема

 Подходит к концу очередной семестр  учебного года: первокурсники всё ещё одухотворены новой для них обстановкой, однако студенты последних курсов меланхолично интересуются тем, будет ли их голос звучать на политических дебатах, например, или же им придётся практиковаться в ораторском мастерстве фразой: «Свободная касса!»

Вопрос трудоустройства после ВУЗа на протяжении не одного года является деликатным направлением среди молодого поколения. Почему? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить себя в качестве абитуриента, интересующегося информацией, расположенной на сайтах университетов. Какие фразы мы видели чаще всего? «Наше высшее учебное заведение гарантирует каждому студенту рабочее место по окончании им программы обучения». Знакомо? Не стало ли предложение подобного рода одной из причин, почему молодая кровь остановила свой выбор конкретно на одном варианте? Но вот незадача. Почему-то после сдачи государственных экзаменов и получения заветного диплома, все разговоры о свободном получении работы в рамках выбранной специальности, утихают или исчезают вовсе.

И что остаётся молодым людям, стоящим на жизненном перепутье? Девушкам идти на курсы по маникюру, а парням податься в сервисы такси? Разве для этого они напрягали свой мозг до утра, чтобы выучить весь лекционный материал перед экзаменом?

Мы пообщались с выпускниками Казанского Федерального университета, чтобы узнать, каким образом сложилась их профессиональная жизнь и обозначили четыре причины, по которым в недавнем времени студенты не нашли себя по специальности.

Проблема №1. Низкая заработная плата, не удовлетворяющая потраченным человеческим ресурсам

Не секрет, что такие профессии как учитель, врач, бухгалтер, в нашей стране на протяжении уже не одного года держатся в топе самых низкооплачиваемых специальностей. И это удивляет: средний оклад медицинского работника без доплат составляет почти 14 тысяч рублей (по данным социологического опроса Газета.ru). Примерно такая же ситуация обстоит и в сфере образования – преподаватель, ежедневно мотивирующий в каждого школьника грызть гранит науки, согласно Росстату получает около 32 тысяч рублей. Если сравнивать оплату преподавательского труда за рубежом, то в Германии она составляет порядка 337 тысяч рублей, в США – 234 тысяч, Франции – 168 тысяч. Быть учителем за границей, судя по цифрам – гордость. Такое вряд ли применишь относительно к нашему государству.

По этой причине Ильхам Гайнутдинов – выпускник направления «Педагогическое образование: история» после окончания университета связал свою жизнь с плаванием, а если быть точнее, он стал инструктором данного вида спорта.

gEUwu75z014

- Почему ты сделал такой выбор? Не удалось найти себя в специальности?

- Я нашёл более интересный для себя вариант трудоустройства.

- Если не секрет, то чем выбранный тобой вариант более интересен того направления, на котором ты обучался?

- Зарплата лучше, по часам меньше нужно работать, бумажная волокита отсутствует.

- Как ты думаешь, почему «вчерашним» студентам сложно устроиться на работу после получения диплома?

- Было бы проще всего свалить всю вину на государство, например, банально из-за отсутствия распределения студентов по рабочим местам, что было в СССР. Но если вопрос стоит: «Почему сложно устроиться на работу после университета?», я думаю, не сложно найти работу, было бы желание и амбиции. Труднее самостоятельно содержать себя на заработной плате с этой самой работы по специальности. 

Проблема №2. Отсутствие вакансий по специальности

В последние годы высшими учебными заведениями активно развивается направление изучения восточных языков. Вот только стоит учитывать, что рынок труда не безграничен: сегодня стать преподавателем того же арабского языка весьма проблематично, что подтверждает Анелия Ахмерова.

- Смогла ли ты устроиться на работу сразу же после окончания университета?

- Вообще, по образованию я филолог арабского языка. Моя трудовая деятельность началась на втором курсе в качестве фрилансера и в языковом центре в качестве администратора. 
На третьем немного практиковала преподавание арабского в этом центре и попробовала себя в роли репетитора. Что касается времени после окончания университета, то я оставила работу в центре и поднимала заработок во фриланс, так как найти себя в своей специальности довольно проблематично. Да и зарплата в выбранном мной пути предоставляет больше возможностей. Сейчас работаю над продвижением своих проектов, не связанных со специальностью.

Проблему скудного рынка труда в России подтверждает ещё одна выпускница Института международных отношений и востоковедения – Анна Рыженкова.

0FP5RcDTTyc

- Можешь поделиться причинами, по которым ты работаешь не по специальности?

- Единственная причина заключается в отсутствии ваканский. Не знаю, как повёрнется жизнь дальше, но на данный момент я не вижу каких-то очень симпатичных вариантов.

Проблема №3. Недостаточный опыт труда

Сергей Роженцов – выпускник направления «Христианская теология» Института социально-философских наук и массовых коммуникаций столкнулся один на один с этой проблемой. Мы задали ему несколько вопросов, чтобы узнать, почему специалист в области церковно-государственных отношений работает консультантом в гипермаркете.

5nmM4j4p7cY

- Тебе не удалось найти себя в специальности или ты нашёл более приемлимый, интересный для себя вариант трудоустройства?

- Нет никакого опыта работы, найти его негде. Устроился в «Максидом», потому что нужны деньги.

- В каком формате проходила ваша практика? В целом, чем вы занимались?

- В основном приходили с документами по практике в муниципалитет, где нам давали перебрать бумажки.

- При попытке устроиться на работу по специальности, университетская практика не учитывалась работодателем как опыт работы?

- Невозможно пробиться в муниципалитеты без протекции. Это факт.

- А университет предлагал вам помощь с трудоустройством? Или ты не интересовался этим?

- Трудовые отряды для работы на севере, как помню, предоставляют работу. Это всё.

- Как думаешь, университеты, в целом, выполняют свои обязательства относительно устройства студентов на рабочие места? Ведь во время приемных компаний сайты зачастую пестрят новостями вроде «Наш ВУЗ гарантирует трудовое обеспечение студентам»?

- Нет. Да они и не могут. Система не налажена на государственном уровне, а университеты у нас не средневековые, сами по себе не значат и не могут ничего. В документообороте застой. Чтобы реальную практику получить, нужно пройти через длинную бумажную волокиту.

- На твой взгляд, почему «вчерашним» студентам сложго устроиться на работу после получения диплома?

- Все работодатели прекрасно понимают, что такое бакалавр. Молодые начальники сами не так давно учились, знают, что на бакалавриате не учат ничему прикладному, только теория. Так что от вчерашнего школьника вчерашний студент не отличается ничем. В редких случаях внятная подработка была. А кому нужен сотрудник, которого ещё нужно сначала доучить?

Проблема №4. Отсутствие поддержки со стороны центра занятости высшего учебного заведения

Удивительно, но ни один из опрошенных нами молодых людей не был знаком с центром трудоустройства студентов. Как отмечают опрашиваемые, о таком органе они слышали на момент их поры абитуриентства, когда они рассматривали преимущества поступления в тот или иной университет. Анелия Ахмерова на вопрос: «Предлагал ли вам КФУ помощь с трудоустройством?» девушка ответила следующим образом: «Так как языковой центр находился при КФУ, сотрудники университета имели хорошее представление о том, кто я и каковы мои способности, поэтому из предложений о трудоустройстве мне были предложены вакансии непосредственно в самом высшем учебном заведении. Но, к сожалению, рука помощи, так сказать, не была предложена моим одногруппникам. То есть, возможно, если бы я не работала с сотрудниками университета в одном строю, не было бы ничего подобного. Смотря на своих знакомых, окончивших учёбу, могу сказать, что университет крайне редко предлагает помощь с устройством».

Как можно заметить респонденты смогли найти себе работу после получения государственного документа о высшем образовании, но интересно то, что ни один выпускник не связал свою жизнь с той специальностью, которая прописана у него в дипломе. Мы поинтересовались у молодых людей их мнением насчет того, почему же сегодня сложно устроиться на работу после завершения обучения в ВУЗе?

Ильхам Гайнутдинов: «Во-первых, изначально многие студенты неправильно выбирают специальность, на которой они обучаются. Во-вторых, во время учёбы уже нужно начинать работу, хотя бы за самую маленькую ставку с целью получения опыта работы».

Анелия Ахмерова: «Средний заработок. Студенты осознают, что самореализация и дальнейшее обучение  стоит немало, поэтому ищут те вакансии, где смогут получить куда более достойные варианты оплаты своего труда, пусть и не связанного с профессией, указанной у них в дипломе».

Анна Рыженкова: «Нет ваканский и опыта».

Проблема трудоустройства после ВУЗа действительно висит грузом на плечах только выпустившихся студентов: кто прав, кто виноват – сложно однозначно ответить. Например, если молодой специалист не может найти себе работу, это не всегда означает, что проблема в его полученном образовании или в нетрудоустройстве университета. Элементарно можно говорить о неспособности студента искать эту самую работу, или же несоответствие его данным необходимой базе. Поэтому мы решили поговорить с начальником отдела практик и трудоустройства обучающихся КФУ – Закировой Эльвирой.

- Как часто обращаются к вам студенты по поводу трудоустройства?
- Обращения как правило сезонные, и происходят осенью и весной.

- Как вы оцениваете сегодняшний рынок труда?

- Анализ рынка труда в России показывает, что его структура постепенно меняется. Актуальными становятся вакансии, которые еще два-три года назад были не особо востребованы. В частности, это IT-специалисты, фрилансеры в разных областях, робототехники, HR-специалисты, рекрутеры.
С каждым годом укрепляется стремление к свободному рабочему графику. Люди охотнее устраиваются на удаленную работу, переходят на фриланс, так как не желают проводить день в офисе.

- А каким образом вы, так скажем, рекламируете себя в университете? Я, к примеру, проводила опрос, и немногие знают о таком органе как центр практик и трудоустройства студентов.

- Мы рассылаем информацию об отделе по старостам, преподавателям институтов, ответственным за трудоустройство.

- Я общалась с выпускниками прошлых лет и они сетуют на то, что проблема в нетрудоустройстве университета, отсутствии поддержки, нехватки вакансий на рынке труда.Как вы думаете, это действительно так или проблема, в первую очередь, в неспособности студента искать работу?

- Проблема в неспособности студентов искать работу. К сожалению, над дальнейшим трудоустройством студенту необходимо думать уже в процессе обучения. Ходить на встречи с работодателями, общаться, узнавать его потребности. У нас нередко бывали такие случаи, когда работодатель обращался к нам с просьбой организовать встречу, мы связываемся с институтом, просим оповестить студентов, к нам приходит ответ, что студентам это не интересно. И встреча срывается, хотя работодатель Сам вызвался посетить университет и рассказать о своей компании, о возможности пройти практику, стажировку, об имеющихся вакансиях.

- А какие еще вы видите проблемы при устройстве выпускников на рабочее место?

- Основные проблемы, возникающие при трудоустройстве выпускнико - недостаточность опыта, практики, невостребованность выбранной специальности. Помимо этого, некоторые работодатели не считают бакалавриат высшим образованием. В некоторых случаях отсутствие военного билета является проблемой при трудоустройстве. Да  такие факторы как отсутствие подходящих мест, дискриминация по каким-либо признакам и возраст тоже иногда, является проблемой.

-Какие можете дать рекомендации выпускникам относительно устройства на работу?

Во-первых, не принимайте решений, исходя из того, что доступно. Стремитесь к той работе, которую больше всего хотите. Во-вторых, чем больше людей знает, какую работу вы ищите, тем лучше. В-третьих, вы можете получить много отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи. Отрицательный результат – тоже результат.

Конечно, можно сетовать на судьбу и плохую организованность трудоустройства среди выпускников высших учебных заведений, но не стоит забывать поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт».

 

 

Александра Федорова

фото предоставлено респондентами