1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Диалоги о сериалах: аналитика поп-культуры

Дата: . Опубликовано в Студпроект

2wKT2JuhNM0Мы начинаем цикл диалогов о сериалах: поговорим о влиянии на общество, познакомимся с мнениями фанатов, затронем тему современных технологий.

"Влияние кино и телевидения на психику в последние десятилетия является предметом изучения психологов. Например, есть исследования, которые показывают, что просмотр агрессивных фильмов или мультиков увеличивает агрессивность детей. Именно поэтому огромный поток телесериалов, который предлагается современному телезрителю, не может не обращать на себя внимание психологов", - отмечает Политова Светлана, кандидат психологических наук. Возникает не один вопрос. Какие психологические функции выполняют сериалы для человека: развлечение, компенсация, уход от реальности или же подготовка к ней? Какие люди более склонны «уходить в сериалы» и помогают ли сериалы взрослеть? Мы попытаемся во всем этом (и не только) разобраться.

Сегодня мои собеседники – люди, сумевшие привлечь в свои комьюнити наибольшее количество подписчиков, они администрируют крупнейшие русскоязычные фан-сообщества по таким сериалам, как “Клиника” и “Во все тяжкие”. Итак, Зои Коробова (Санкт-Петербург) - администратор самой многочисленной группы ВКонтакте о популярном сериале «Клиника»/Scrubs (265K); Алексей Дементьев (Калуга) - администратор самой многочисленной группы ВКонтакте о популярном сериале «Во все тяжкие»/Breaking Bad(285K).

– Начнем с главного. Какие сериалы Вы смотрите, как давно и как часто? Можете назвать любимые из них?


Зои Коробова:
Начала смотреть сериалы я лет эдак в одиннадцать, причём с британского научно-фантастического сериала «Доктор Кто», который смотрю и по сей день. Вообще, во время учебы в школе смотрела чуть ли не каждую неделю по новой серии, сейчас уже пореже и сразу скопом по половине сезона. В списке любимых могу перечислить, собственно, «Доктора Кто», «Во все тяжкие», «Клинику», «Настоящую кровь», «Хор», «Доктора Хауса», «Во плоти», «Сплетницу» и «Американскую историю ужасов».

Алексей Дементьев:
Сериалы смотрю всякие - и драмы, и комедии. Главное, чтобы был интересный сюжет, одного лишь красивого видеоряда со зрелищными спецэффектами недостаточно. В моём списке есть и осенние, и весенние, и те, чьи сезоны выходят летом. Так что обычно каждую неделю есть что посмотреть. Раньше целенаправленно не смотрел, плотно "подсел" на сериалы примерно с 2009-го. Любимых сериалов много, перечислять могу бесконечно. Из тех, что уже завершились, очень люблю Breaking Bad, Scrubs, Friends, Futurama, Dexter. Из тех, что продолжают выходить, люблю Homeland, Better Call Saul, Family Guy, Game of Thrones, Bron|Broen, Black Sails, True Detective, Fargo, Hell on Wheels, Last Man on Earth, Sherlock и ещё массу, которых сразу не вспомню.

– На Ваш взгляд, почему так популярны сериалы у подростков? Они уже прочно заняли место рядом с видеоиграми, комиксами и другими хобби.


Зои Коробова
: Думаю, это очевидно. Сериалы дают шикарную возможность «убежать от реальности», пожить чужой жизнью чуть дольше, чем это позволяет книга или фильм, которые длятся куда меньше.

Алексей Дементьев:
Не только у подростков, рейтинги фиксируют повышение внимания к сериалам и у традиционно самой активной аудитории - от 18 до 49 лет. А подростки уже идут вслед за модой. Тому есть несколько причин. Во-первых, качество сериалов за последнее время существенно выросло, и они из "экранного мыла" превратились в действительно качественный культурный продукт, увлекающий и захватывающим сюжетом, и зрелищной картинкой. Телеканалы стали вкладывать в сериалы больше денег, и как следствие в ТВ-индустрию массово подались самые прославленные режиссёры и актёры, которых раньше интересовало только полнометражное кино. Например, Кевин Спейси, Мэттью МакКонахи, Шон Бин и др - и они своей работой подняли планку хорошего сериала на новый уровень. Не удивлюсь, если через пару лет в сериалы пойдут даже люди уровня Леонардо ДиКаприо. Вторая причина - это то, что сериалы стали играть более существенную роль в современном медиапространстве. На их основе появляется масса фан-арта и фан-видео, словесных мемов, картинок-мемов, шуток. И чтобы понимать смысл этих шуток и при случае суметь поддержать беседу - особенно когда речь идёт о компании подростков - необходимо быть, что называется, в теме. То есть в наше время не знать, кто такие Уолтер Уайт и Питер Гриффин и приход какого времени года пророчит Эддард Старк - это если ещё не дурной тон, то уже как минимум не комильфо, причём и среди подростков, и среди более взрослой категории населения, лет этак до 35.

– Представим следующую ситуацию: если человек пересматривает один и тот же сериал, очень уж он ему нравится, на протяжении нескольких лет и не может остановиться, а сюжет не может надоесть – это странно или уже нормально?


Зои Коробова:
Как человек, который сам через такое проходил, могу с уверенностью сказать – это нормально. Бывает, история затягивает так, что выбраться из неё в обычный мир просто не представляется возможным. Конечно, всякие бывают исключения, и уж совсем основательно окунаться в сериал во вред своему здоровью и социальной жизни – не самая лучшая идея, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы каждый год пересматривать один и тот же сериал в одно и то же время, или смотреть его вместе с друзьями, чтобы за счёт их эмоций снова ощутить себя, как будто знакомишься с персонажами в первый раз. А для тех, кого сериал, книга, игра или что-то в этом духе не может «отпустить» уже очень долго, настоятельно рекомендую фанфики – самостоятельные фанатские произведения по мотивам. Хоть какое-то разнообразие.

Алексей Дементьев:
Если рассматривать сериал как повествование, рассказ какой-то истории, то при таком понимании человек, уже узнавший весь сюжет до конца, но продолжающий пересматривать сериал по нескольку раз, действительно вызывает недоумение. Что ещё он хочет там увидеть, если уже и так всё знает? Но, мне думается, здесь имеет место другое явление. Человек, пересматривающий помногу раз один и тот же фильм или сериал, воспринимает его уже не как историю, а как произведение искусства. Это как картина, ради которой можно ходить в музей день за днём и рассматривать её снова и снова. Как любимое вино, каждый бокал которого точно такой же, как предыдущий, то есть не несёт в себе ничего нового, но по-прежнему вызывает на языке всё то же приятное вкусовое ощущение. То есть для человека повторный просмотр чего-либо полюбившегося – сериала, фильма, картины – или повторное прослушивание какого-то альбома любимой группы – это уже не источник информации, а источник удовольствия. И в этом смысле ничего странного здесь нет. Заново пересмотреть любимый сериал – это как заново вкусить любимое блюдо, так что никакого "привыкания" тут нет. Но тут, как и во всём другом, тоже надо знать меру. Если человек вообще ничем кроме пересматривания старого сериала не занимается, тратя на это большинство своего времени – это уже говорит о том, что он не находит в жизни других источников удовольствия. Это повод задуматься о том, что возможно, стоит что-то изменить в своей жизни, чтобы радость можно было черпать не только из любимого сериала.

– Согласитесь, что доля российского проката, в плане сериалов, не блещет оригинальностью и качеством?


Зои Коробова:
К сожалению, соглашусь. Например, 95% ситкомов, которые мы видим на отечественном ТВ, пришли из латиноамериканского проката, будучи переделанными под «российскую действительность». Такой плагиат огорчает, потому что у нас есть действительно хорошие сценаристы, которые просто не могут пробиться в эфирное время именно из-за таких случаев. Впрочем, есть и неплохие сериалы, насколько я знаю, но я от них довольно далека

Алексей Дементьев
: Да, к сожалению, российские создатели сериалов вместо качества гонят количество, снимая иногда по сотне серий в сезон, но откровенно слабого материала. Кроме того, многие сериалы если не напрямую адаптированы, то как минимум "слизаны" с успешных зарубежных проектов. Штампованные однотипные сюжеты бытовых ситкомов вызывают лишь сожаление, не говоря уже о том, что мало-мальски достойный драматический сериал у нас могут снять разве что на историческую тематику. Отсутствие сюжетов, способных увлечь зрителя и заставить его сопереживать – это, пожалуй, бич не только отечественных сериалов, показываемых по ТВ, но и отечественного кинематографа, рассчитанного на прокат в кинотеатрах. Но мне кажется, это временный недостаток, т.к. некоторые проблески света в этой сфере у нас уже есть.

– Длительность сериалов иногда "затягивается". И очевидно, что все и так скатывается к банальному высасыванию идей из пальца, но рейтинги более-менее держатся и позволяют продюсерам зарабатывать деньги. Могли бы Вы, став создателем такого детища, которое смотрит весь мир уже 10 сезонов, продолжать снимать дальше, ориентируясь на деньги?


Зои Коробова:
Если на такое находится покупатель – что ж, пускай и дальше пытаются оживлять уже холодный труп, но лично я на эти потуги смотреть не буду. Хотя, опять же, исключения бывают всякие – иногда и на десятом сезоне можно открыть «золотую жилу» в виде интересной сюжетной линии.

Алексей Дементьев:
Тут палка о двух концах. С одной стороны, плохо, что продолжительность сериалов в современном мире определяется почти исключительно их рейтингивостью, и как следствие, рентабельностью, и сериал, скатившийся в мыло, могут длить годами только потому что его "пипл хавает". С точки зрения чистоты искусства - это уже не художественная работа, а просто бизнес. Но с другой стороны, если у сериала есть широкая аудитория, которая хочет его видеть в любом виде, то кто мы такие, чтобы запрещать им смотреть любимый сериал. При желании в "дойку" можно превратить действительно любую идею, лично я бы, конечно, на месте продюсеров не стал так делать. Но я-то как раз продюсером и не являюсь, а если бы являлся, то вполне допускаю, что тогда мной стали бы руководить другие принципы и я бы продолжал выжимать из дойной коровы молоко. Кроме очевидного примера с сериалом "Сверхъестественное", я бы ещё привёл "Теорию Большого Взрыва". Некоторые закрытые сериалы тоже не всегда были хороши, например, последние сезоны Декстера очень слабы по сравнению с его первыми сезонами. Нам повезло, что Breaking Bad эта участь миновала. Не каждый сериал, длящийся много сезонов, скатился. Некоторые сериалы актуальны всегда, взять хотя бы тех же "Симпсонов" – мне кажется, это такая вещь, которая просто вне времени.

– По поводу мультсериалов "Симпсоны", "Южный Парк"... Вы согласитесь с тем, что они сильно влияют на менталитет молодежи, в какой-то мере американизируют российских подростков, а также взывают личность к бунту против традиционных ценностей? К примеру, такие харизматичные персонажи как Барт Симпсон или Эрик Картман становятся героями молодежи на всю жизнь. Интересно, когда эти сериалы прекратят существование, то следующее поколение обратит на них внимание, как на "классику жанра"?


Алексей Дементьев:
Мне кажется, менталитет российских подростков американизируется задолго до того, как они узнают о существовании Симпсонов и Южного Парка. Кино- и ТВ-культура США на данный момент самая сильная в мире, с её влиянием трудно бороться, она захватывает людей с младенчества и воспитывает их в своём стиле ещё начиная с Губки Боба. И не скажу, что это плохо, т.к. она активно прививает те самые традиционные ценности, семейственность и.т.д. Насчёт бунтарства и того, что Барт Симпсон и Эрик Картман становятся героями подростков, мне сложно судить. По-моему, у подростков сейчас несколько другие кумиры. А классикой жанра, полагаю, эти вещи стали уже сейчас.

Зои Коробова:
Не уверена, что именно «Симпсонов» и «Южный парк» следует винить в «американизации» современной молодёжи. Начнём с того, что сериалы это достаточно старые, и среди нынешнего поколения школьников они куда менее популярны, чем были пять или шесть лет назад. Тогда они ассоциировались с «бунтарством», помнится, из-за них даже хотели закрыть телеканал 2х2, ух, сколько шумихи это наделало… да и вообще это мультсериалы, которые больше высмеивают американский образ жизни, чем восхваляют его. «Американизации» скорее способствуют всякие «Милые обманщицы», пропагандирующие определённый образ жизни.

– Вам бывает обидно, когда любимый актер, чей творческий потенциал ограничивается одним долгим сериалом, так в итоге и не выходит на большой экран и мелькает в независимых и редких малобюджетных фильмах? Можете привести примеры?


Зои Коробова:
Помню, как маленькую меня огорчил уход Кристофера Экклстона из всё того же «Доктора Кто». А ушёл он именно потому, что не хотел становиться «актёром одной роли», и сейчас я понимаю, что он правильно поступил, хотя в детстве, конечно, это была трагедия. Как пример, могу привести замечательного актёра Бредли Джеймса, сыгравшего роль короля Артура в сериале «Мерлин». На большом экране, насколько я знаю, он ни разу и не появился в итоге, а жаль – очень интересный молодой человек. Вообще, у британцев часто такое бывает – ты либо исчезаешь из поля зрения, играя только в театре, либо ты Бенедикт Камбербетч, и становишься чёртовым секс-символом, мелькающим в каждом фильме.

Алексей Дементьев:
Нет. Есть же масса актёров, которые и такого успеха не имеют, всю жизнь довольствуясь малобюджетными фильмами и эпизодическими ролями. А актёра, имеющего в творческой копилке хотя бы одну значительную работу, запомнят хотя бы благодаря ей.

– Вы допустите такую трактовку, что в связи с просмотром сериала возникает определенный комфорт (?): расслабленность, ленивость, удовлетворенность от осознания того, что, просматривая рейтинговый сериал, ты приобщаешься к чему-то известному, становишься частью мирового сообщества.


Зои Коробова:
Нет, я далека от всего этого «приобщения к мировому коммьюнити». Если мне нравится история, сюжет или персонажи, я использую их для дальнейшего творчества, рисую арты, например, или пишу фанфики, но сидеть на форумах и обсуждать что-то? Нетушки.

Алексей Дементьев:
Это не так. Удовольствие возникает не от приобщения к чему-то историческому или рейтинговому, а от наслаждения самим произведением. Иначе все бы смотрели самые рейтинговые сериалы, только чтобы приобщиться. Может и есть люди, которые при выборе сериала руководствуются рейтингами, я к таким не принадлежу. Что смотреть, выбираю сам. Например, тот же самый Breaking Bad я начал смотреть задолго до того, как он в России стал рейтинговым. Как говорится, мы любили это ещё до того, как это стало мейнстримом. =)

– Технологии вроде Twitter, Facebook, Instagram позволили фанатам быть чуточку ближе к своим сериальным фаворитам, следить за каждым их шагом и кликом. На Ваш взгляд, все этим ограничиться или нас ждет что-то покруче в будущем?


Зои Коробова:
Ха-ха, ну я бы не отказалась от какого-нибудь приложения, позволяющего потрогать любимого актёра ну или что-то в этом духе… но вообще-то, сомневаюсь, что селебрити уйдут дальше перечисленных социальных сетей. Всё-таки, личная жизнь должна оставаться личной.

Алексей Дементьев:
Разумеется, прогресс не остановить. Твиттером и Инстаграмом дело не ограничится. И нас явно ждёт в этом смысле что-то покруче. Что именно - предсказать не берусь, технологии иногда предвосхищают все прогнозы и мечты. Но полагаю, это будет что-то такое, что выведет общение фанатов с их кумирами на некий новый уровень взаимодействия, не знаю, как сказать, большей творческой интеграции что ли.

– Вы хотели бы иметь возможность смотреть сериалы в 3D, IMAX?


Зои Коробова:
Так ведь так уже делают! Например, премьера 1-го эпизода 5-го сезона «Игры престолов» была показана в кинотеатрах во многих городах. С одной стороны, это, конечно, прикольно – спецэффекты кажутся куда эпичнее, иногда в зале раздаются уморительные комментарии, но всё же для меня просмотр любимого сериальчика – вещь сугубо интимная, и это удовольствие я могу разделить только со своим котом и чашкой какао.

Алексей Дементьев:
Не обязательно смотреть сериал в заоблачном качестве или в 3D, IMAX, чтобы наслаждаться им. Мне вполне достаточно тех технологий, что уже распространены, обычное видео с высотой кадра 720 или 1080 пикселей и 6-канальный звук. Возможно, я консервативен, но большее качество я считаю для домашнего просмотра избыточным, а смотреть сериалы в кинотеатрах на огромных экранах я не хочу.

– На ваш взгляд многочисленные фандомы по сериалам являются легкой добычей для продюсеров и коммерсантов, захватывающих рынки с разнообразной сериальной атрибутикой?


Зои Коробова:
Если мерч (офиц.атрибутика) качественный – почему бы и нет? Конечно, это приносит нехилую прибыль компаниям-производителям, но зато и покупатели реально получают удовольствие от покупки. Хотя меня, честно говоря, раздражают неоправданно завышенные цены на официальную продукцию. Недавно видела зонт от официального представителя какого-то известного сериала, так он без доставки стоил больше 3 тысяч рублей. Обычный зонтик, блин, да сделать такой же принт в любом соответствующем агентстве в Петербурге будет стоить в два раза дешевле!

Алексей Дементьев:
Не вижу в этом ничего плохого. Есть масса людей, которые хотели бы получить какую-то вещь с символикой любимого сериала. И есть люди, которые эти вещи производят. Фандомы просто являются в этом смысле удобной площадкой, на которой спрос встречается с предложением. Так сказать, у вас товар, у нас купец. Кому такой товар с сериальной атрибутикой не нужен, тот его просто не купит, и проигнорирует рекламу, насильно ведь никто никого не заставляет покупать. Они просто дают людям то, что им нужно. Если бы фанклубов, фандомов, групп по сериалам в соцсетях не существовало, то спрос всё равно был бы, и продавцы сериальной атрибутики всё равно продавали бы свою продукцию, только она была бы дороже, т.к. чтобы найти свою аудиторию, им бы приходилось затрачивать существенно большие средства на рекламу. А так, если все фанаты собрались в одном месте, то нет необходимости делать рекламные наценки. Все счастливы.

– Компания Netflix известна своим нестандартным подходом, а именно - производство сериалов в формате потокового воспроизведения, как с сериалом "Daredevil", чьи серии 1-ого сезона были выпущены сразу без перерывов и в HD. Как думаете, за этим будущее сериалов и позволят ли нынешние российско-западные отношения расширению Netflix до СНГ?


Алексей Дементьев:
Безусловно, будущее сериалов за компаниями типа Netflix. Боюсь, нынешняя ситуация не позволит им расшириться до наших мест, так что пока нам придётся довольствоваться отечественными аналогами, например, Амедиатекой. Конечно, собственные сериалы компании "Амедиа" далеко не такого высокого уровня, как у Netflix, Sony Pictures Television и прочих западных производителей, но, к счастью, им хватило ума заняться не только съёмками русских сериалов, но и предоставлением отечественному зрителю лицензионного доступа к западным сериалам, той же "Игре Престолов" и.т.д.

Зои Коробова
: Netflix – единственный в своем роде проект на данный момент. Всё же телесериалы на то и телесериалы, чтобы полностью принадлежать ТВ, и я не уверена, что для транслирующих их каналов будет прибыльно платно выкладывать серии скопом где-нибудь в Сети. Рейтинги-то их интересуют больше. С другой стороны, независимость Netflix от телевизионных цензов даёт им больше простора для деятельности – именно поэтому Daredevil вышел таким жёстким. Не могу сказать, как дело будет обстоять в России. Я знаю, что у нас есть телекомпания «Амедиа», которая занимается локализацией многих телесериалов, и, кажется, у них есть свой вебсайт с доступным просмотром, но я никогда не смотрела сериалы на русском языке, так что с уверенностью говорить не могу. Что касается российско-западных отношений… это сложная тема. Пока что все эти финансово-территориальные конфликты не коснулись шоу-бизнеса, и это не может не радовать. Будем надеяться, что все останется так, как есть.

– Как Вы смотрите на то, если российские кинорежиссеры адаптируют нашу отечественную литературу под формат сериалов? И будет ли эта затея хоть сколько-нибудь успешна? Потребуются ли радикальные меры: ограничения западного контента, активная пропаганда своего?


Алексей Дементьев:
Могу ошибаться, но, по-моему, попытки делать сериалы на основе отечественной литературы уже были. Судить об их успехе среди молодёжи не берусь, не смотрел. Любой материал способен найти отклик у любой аудитории, главное его правильно реализовать под эту аудиторию. Ограничения и пропаганда в любой отрасли культуры - вообще всегда лишние. Действительно хороший материал, будь то фильм, сериал или песня, сам довольно быстро найдёт дорогу к своему зрителю за счёт вирусного распространения. Достаточно небольшой рекламы на старте продвижения, а потом сарафанное радио сделает своё дело, повторюсь, если материал действительно хороший.

Зои Коробова
: У нас есть масса произведений, которые достойны экранизаций. Почему-то, однако, особого спроса на них нет – вместо этого экранизуется Дарья Донцова и выходит сто двадцать девятый сезон «Каменской». Иногда чудеса случаются, выходит киноверсия какого-нибудь действительно хорошего произведения – и оказывается полным шлаком, хоть и пропиаренным именем известного режиссёра. Никакими ограничениями западного контента кривых рук не выпрямить, а жадных киноделов не исправить. Надо в первую очередь работать над собой.

– Сейчас наблюдается повальный захват киноэкранов супергеройскими сериалами: Стрела, Флэш, Константин, Сорвиголова, Агенты Щ.И.Т, Агент Картер, Готэм... планируются еще множество сериалов гигантов Marvel, DC. Подобная тематика Вам интересна? Согласитесь ли Вы, что комиксы идеально подходят под экранизирование в формате сериалов?


Алексей Дементьев
: Супергеройские сериалы не смотрю принципиально. На мой вкус, персонажи-супергерои слишком неубедительны, у меня как-то не получается сопереживать их надуманной харизме. В супергеройских сюжетах кругом одни суррогаты: вместо настоящей драмы - искусственные проблемы, вместо настоящего геройства - тонны пафоса, вместо настоящего зла - картонные злодеи кухонного масштаба. И вообще, на мой взгляд, комиксы - это та же "мыльная опера", только на бумаге, в этом смысле они действительно идеально подходят под экранизирование в виде таких же сюжетно слабых сериалов. Это относится и к тем комиксам, где нет никаких супергероев. Это моё субъективное мнение. Я вполне допускаю, что как культурное явление, супергеройские комиксы и сериалы имеют высокое значение, и что в них можно почерпнуть массу полезного, например, образцы благородства, примеры самопожертвования и сохранения достоинства в любой ситуации, но лично меня комиксы и сериалы по ним нисколько не трогают.

Зои Коробова
:Забавно, что на самом деле телесериалы по комиксам по большей части популярны среди людей, которые комиксов в жизни не открывали. Как раз-таки из-за «харизматичных персонажей» в исполнении гламурных актеров и простого сценария. Если раньше признаться в том, что ты любишь комиксы было по меньшей мере смешно, то сейчас комиксы любят буквально все. Не могу сказать, хорошо это или плохо, но сама я не осилила ни «Стрелу», ни «Флэша», потому что на фоне оригинальных мозговзрывающих комиксов, эти сериалы откровенно слабые (пусть простят меня их фанаты!).

Дамир БИКЧУРИН

Выражаю свою признательность Алексею и Зои,
спасибо за беседу!
(Художник - Vlad Drozdov)