1396736182 mail-b 1396106726 vkontakte 1396106806 facebook 1396106811 twitter

Как медиа говорят о домашнем насилии или когда писать совсем не о чем

Дата: . Опубликовано в События

Спикер Диана Садреева, директор по развитию «Enter», и корреспондент самиздата «Батенька, да вы трансформер», 20 июня провела лекцию «Как медиа говорят о домашнем насилии» в резиденции Штаб.  В ходе лекции журналистка рассказала, как и почему бренды, медиа и люди сегодня пытаются поднять сложные темы насилия и как работать с героями подобных материалов.

Лекция началась с предыстории о том, почему Диана Садреева увлеклась этой темой и начала заниматься ей столь активно, собирая истории по всей России о женщинах, пострадавших от домашнего насилия.

PicsArt 06 21 01 55 21

«В сентябре прошлого года я оказалась запертой в одном подвальном помещении вместе с женщиной и её двумя детьми. В помещении, где она пряталась от своего супруга, который много лет издевался над ней.

После этого случая, не имея никаких предпосылок и не понимая куда это пойдет, да и зачем мне в принципе это нужно, я в соцсетях, а также в издании «Enter», которое меня поддержало, попросила женщин, пострадавших от домашнего насилия, писать мне сообщения, если они готовы поделиться своей историей. И таких историй, таких смелых женщин собралось около тридцати».

Одно из таких писем журналистка показала издателю самиздата «Батенька, да вы трансформер», в котором она является постоянным корреспондентом. Издатель выразил мнение о том, что было бы здорово публично заговорить на эту тему и написать подборку материалов об этой актуальной проблеме.

Спустя несколько месяцев работы над темой домашнего насилия, 8 марта 2019 года, был опубликован проект под названием «Крик за стеной».

«Такое название появилось очень логично и само по себе, потому что крик за стеной – это тот самый крик, который практически каждый слышал, находясь у себя дома», - пояснила спикер

После непродолжительного рассказа о начале работы в данной теме, публика осознала главный посыл и проблемы домашнего насилия, которые на сегодняшний день остро стоят в нашем обществе. Спикер отметила, что, как и другие, она занимается развитием данной темы в первую очередь для безопасного мира, в котором будут жить наши дети.

За всё время работы над темой домашнего насилия журналисты часто вынуждены сталкиваться с, казалось бы, очень простой фразой, которую порой приходится объяснять людям в 2019-м году. Она звучит следующим образом: «Бить женщин и детей – нехорошо».

В современном обществе, как правило, существует мнение о том, что зачастую активисты и журналисты занимаются чем-то по какой-то определенной причине. Тебя интересует тема изнасилования и ты пишешь о ней? Всё потому, что ты сам подвергался жестокому отношению со стороны кого-либо. На самом деле, это известный стереотип.

Перейдя к статистике 2018-го года, Диана Садреева напомнила о том, что каждая пятая женщина в России подвергается физическому насилию со стороны мужского пола.

  • 40% тяжких преступлений совершается в российских семьях;
  • 70% женщин не обращаются за помощью;
  • 10% жертв обращаются за помощью в полицию;
  • 97% уголовных дел, связанных с домашних насилием, не доходят до суда;
  • 93% жертвами являются женщины;
  • 7% жертвами являются мужчины.

Если сравнить данные о гибели женщин и мужчин от домашнего насилия (14 тысяч / 3 тысячи), то с 2015-го численность пострадавших от насильственных действий увеличилась практически в три раза (36,5 тысяч / 14,3 тысячи). На сегодняшний день численность жертв возросла ещё в несколько раз.

 И благодаря медиа и СМИ общество может быть вовлечено в разного рода проблемы людей. Оно может помочь им выбраться из определенных сложившихся обстоятельств. В качестве примера, спикер привела недавний случай с журналистом интернет-издания «Медуза» Иваном Голуновым, когда вся страна, объединившись, смогла добиться желаемого.

«Когда я говорю «медиа», я имею в виду не только СМИ, но ещё и совокупность других форматов, которые имеют влияние на публику. Для чего нужно об этом говорить? Прежде всего для того, чтобы разрушить стереотипы, которые существуют в отношении домашнего насилия», - уверена Диана

В ходе лекции оказалось, что стереотипов этих довольно много. Главный из них: «Жертва сама виновата». Лектор подчеркнула, что на самом деле так думать абсолютно неправильно. Жертва никогда не бывает виновата в том, что в отношении неё совершено насилие: ни своим поведением, ни своим внешним видом.

«Необходимо привлечь внимание общественности к отсутствию закона, защищающего жертв домашнего насилия. Так случилось, что в России такого закона нет вообще. В 2017-м был принят закон о декриминализация домашнего насилия, но на самом деле это правки к 116-ой статье, согласно которым домашнее насилие приравнивается к такому же правонарушению, как, например, неправильно припаркованный автомобиль. То есть человек, ударивший свою жену, получит наказание в виде штрафа. Например, был случай, когда один мужчина избил свою жену арматурой и получил штраф в размере 10 тысяч рублей», - поделилась журналистка со своими слушателями

Ещё один важный стереотип, это страх жертвы рассказать общественности о своей проблеме. Необходимо научить жертву не бояться просить о помощи, именно об этом говорила Диана Садреева. Жертвы боятся обращаться в полицию, потому что сталкиваются с непониманием; боятся обращаться к государству; бояться просить помощи у родственников, друзей и близких людей, из-за страха в виде упрёков с их стороны.

Чем больше медиа пишут об этом, тем больше они дают знать, что каждая жертва домашнего насилия имеет право быть услышанной.

«В 2017-м году вся страна попала под влияние флешмобов, в том числе таких как «Не боюсь сказать», которые привлекли внимание всех СМИ. Так получается, что дабы та или иная тема оказалась на страницах каких-то изданий СМИ нужен инфоповод. Зачастую ими являются разного рода флешмобы, акции или из ряда вон ситуации, как, например, та, что произошла с сестрами Хачатурян», - рассказала Садреева

Бренды тоже заложники ситуаций инфоповода. Чем актуальнее тема, тем больше бренды присоединяются к ней, привлекая тем самым лидеров мнений.

«Одним из самых ярких примеров является бренд «Levi's», который в этом году анонсировал проект с Анной Ривиной – она является основателем проекта «Насилию.нет», совместно с ней они рассказывают о проблеме домашнего насилия», - считает журналистка.

Спикер признала, что в ходе работы над темой домашнего насилия, многие корреспонденты сталкиваются с огромным количеством мнений, включая агрессию и непонимание со стороны окружающих. Многие в нашем обществе убеждены в том, что люди занимаются и развивают тему данной проблемы ради собственной выгоды.

Помимо этого, журналистка рассказала об одном из рабочих моментов, что недавно брала интервью и, задав вопрос: «Вы любите Россию?», получила в ответ очень интересную фразу: «Я не знаю, потому что я не люблю Россию, где живут люди, которые подбрасывают кому-то наркотики в рюкзак. Но Россию, в которой жители этой страны вытаскивают, кооперируются ради одного единственного человека, я люблю».

В нашей стране есть разные люди: кто-то пишет негативные сообщения; есть люди, которые благодарят за активное участие в разрешении какой-либо проблемы, а есть люди - жертвы.

В качестве примера Диана Садреева привела людей, оказавшихся в ситуациях насильственного характера: Маргариту Грачеву, которой муж отрубил кисти рук, или Юрия Болотова – журналиста издания «Village», который публично заявил, что был жертвой домашнего насилия со стороны отца.

Это те самые люди, которые живут в нашей стране. Также как недоброжелатели, также как насильники, также как люди, которые выражают благодарность и являются жертвами домашнего насилия. Они все объединены одним лозунгом: «Мы сёстры Хачатурян».

"По поводу ситуации с сёстрами. Здесь люди также не остались в стороне. Они вышли на одиночные пикеты, стояли на улице в рабочие дни, отказавшись от работы, отпросившись от неё, выстраивались в очередь с плакатами.  Среди них были мужчины, женщины, подростки", - отметила спикер

"Всё, что мы можем сделать – это объединиться. Так мы поймём, что от нас зависит больше, чем мы можем предположить. Гораздо больше, чем от СМИ, медиа, брендов вместе взятых», - заключила она

В конце лекции спикер с удовольствием ответила на все вопросы, которые интересовали слушателей.

- Вы говорили про Фонд для поддержки сельских жителей, пострадавших от домашнего насилия. Не боитесь ли вы отвержение от людей. Одно дело признаться, когда ты живёшь в большом городе, другое дело, когда ты находишься в сельской местности? Рассматриваете ли какие-то риски?

Я уже провела предварительную работу с проектом «Учитель для России». Это социальный проект, благодаря которому учителя или просто люди, занимающиеся другой деятельностью, журналисты, например, становятся учителем в какой-нибудь российской деревне.

И я поговорила с десятью ребятами, которые работали в той или иной местности.  Они отметили, что такая проблема существует. Людям очень страшно находиться в замкнутом пространстве деревни. Полиция чаще всего находится за 20-30 с лишним километров.

 Но у меня нет такого, что я приеду с плакатом и буду говорить: «Кто пострадал от домашнего насилия, обращайтесь ко мне?». Формат будет несколько иным. Называется он «Девочки должны уметь мечтать». Он направлен на то, чтобы говорить с девочками, затем уже и с родителями о том, как важно сейчас детям думать о чем-то большем. Потому что у них даже нет возможности представить, что они могут выбраться из своего круга.

 У меня есть мысль, чтобы завуалировать свой главный посыл, проблему домашнего насилия, и упаковать в нечто более обтекаемое, через иные форматы: умение мечтать, разговор с людьми, которые могут их восхищать и что-то им рассказать. Чтобы в их голове появилась некая альтернатива своему будущему.

- Мы сейчас говорим о домашнем насилии, как о чем-то постоянном. Что же касается единичных случаев насилия в семьях? Как объяснить женщине, что единичный случай – тоже насилие? Какие меры производить?

Сейчас становится популярнее тенденция – профилактика домашнего насилия и консультация семейной терапии, которую посещает агрессор. Но ему тогда нужно признать, что он совершал насилие. Появляются направления, которые уже занимаются этим вопросом.

Что нужно сделать женщине? По моему мнению, сначала поговорить с мужем. И наверняка, интуитивно можно почувствовать, есть ли внутри неё страх, что эта ситуация может повториться. Тут прежде всего должен быть разговор и готовность супруга признать, что проблема такая есть.

- Практически всю лекцию мы говорили только о том, что насилие происходит со стороны мужчин. А что же касается самих мужчин, если они сами становятся жертвами психологического насилия или абъюзивных отношений?

Тут всё тоже самое. Мужчина – тоже жертва психологического или физического насилия, исходящего со стороны женщины. Соответственно, он должен вести себя в этой ситуации также, как и должна поступить женщина. Вызвать полицию, либо избавлять себя от жизни с человеком, который направляет на тебя насилие.

Одной из целей проведенной лекции было понять, сколько людей есть в городе Казань, которым может быть интересна эта тема. Выяснилось, что небезразличных оказалось не так мало. Каждый из присутствующих смог подробнее узнать о теме домашнего насилия и как с ним справляться, а главное понять для самого себя, что данная проблема будет существовать до тех пор, пока мы не начнем бороться сообща за цивилизованное общество без насилия.

 

 

 

Сауле Айтхожина
Есения Вотчинникова

фото авторов